Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 8 страница

52. Взаимозависимость между российским парламентом и политическим партиями заключается в следующем: политическая партия сначала в рамках выборов, а затем - в рамках работы парламентских фракций, использует парламент для претворения политической идеи, которую она пропагандирует, в жизнь; а российский парламент, в свою очередь, формируясь посредством деятельности политических партий, напрямую зависит от их жизнеспособности и активности.

53. Влияние российского парламента на политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы - явление трудно осязаемое и фактически сводящееся к области парламентаризации государственной власти в стране. В частности, появление парламента в политической системе ведет к серьезным изменениям не только в составе ее структурных элементов, но и меняет структуру и характер взаимосвязи

между данными элементами.

54. Взаимодействие парламента с такой категорией как политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны, заключается в том, что парламент, с одной стороны вынужден подчиняться данным нормам и традициям, а с другой - в ходе законодательного процесса может либо придать данным нормам и правилам общеобязательную силу, либо запретить их к применению.

55. Во взаимодействии с политическим сознанием российский парламент выражает те ли иные политические идеи, взгляды, представления; подвергается воздействию той или иной политической идеологии; представляет собой место, где различные политические группировки (преобразованные в парламентские фракции) отстаивают те ли иные политические идеи и взгляды; является своеобразным посредником между политическими партиями и народом при формировании у последнего политического сознания.

56. Во взаимодействии с политической деятельностью конкретных людей как представителей или членов политических объединений, российский парламент дает возможность конкретному человеку принять участие и в политической жизни России. При этом обратная связь данных взаимоотношений также очевидна: политическая деятельность парламента складывается из деятельности конкретных людей, его составляющих. С учетом того, что деятельность парламента, его решения принимаются коллегиально, можно говорить, что в данной деятельности учитывается деятельность каждого депутата, а опосредованно - и всех избирателей, принявших участие в выборах в российский парламент.

57. В настоящее время можно констатировать, что сама политическая система России уже строится с учетом существования такого государственного органа как парламент, а также с учетом использования парламентских методов управления государством.

Исследуемый орган нельзя признать искусственно встроенным элементом для сформированной политической системы, а напротив - весьма органичен и уместен в ней. В любом случае исключение российского парламента из существующей политической системы может стать причиной кардинальной реконструкции самой системы, поскольку внутрисистемные связи в большой степени ориентированы на такой орган как парламент.

Вместе с тем, после 1993 г. роль российского парламента в политической системе Российской Федерации чрезвычайно занижена, что в последнее время, усугубляется внутрипарламентским проправительственным большинством.

58. С точки зрения политического состава Государственной Думы можно выделить следующие ее исторические этапы: мультиполярный парламент (Дума первый созыв), оппозиционный парламент (второй созыв), "парламент союзов" (первый год третьего созыва), парламент "партии власти" (начиная со второго года функционирования Государственной Думы третьего созыва по настоящее время).

59. Политический облик Совета Федерации зависел от типа его формирования, который прошел эволюцию от выборной палаты до "палаты назначенцев". При этом, опираясь на законодательный опыт зарубежных государств, прежде всего, США, и в целом положительный опыт работы первого Совета Федерации, представляется более правильным как раз выборный тип палаты.

60. Основной закон России, учредив двухпалатный парламент, наделил каждую из палат полномочиями для осуществления как законодательной, так и контрольной функции. Вместе с тем история парламентаризма показала, что свободное осуществление этих функций оказалось, практически невозможной, в условиях выбранной в России формы правления -суперпрезидентской республики, в которой Президент РФ имеет возможность вмешиваться во все сферы общественной жизни, фактически руководит исполнительной властью и способен диктовать свою волю законодательной власти.

61. Суперпрезидентская форма правления породила феномен "партии власти" и "полуторапартийной системы", которые существенным образом искажают принцип разделения властей, приводят к появлению авторитарных тенденций и существенно занижает роль парламента.

62. Важный признак развитого парламентаризма - формирование правительства с учетом политических настроений общества, отражающихся через выборы в парламенте - оказался чужд российской государственной системе из-за существующей суперпрезидентской формы правления. Как показала практика, формирование Правительства РФ - это исключительная прерогатива Президента РФ, а парламент РФ от этого процесса от-

странен. Необходим переход к реальной практике формирования "правительства большинства" путем устранения Президента РФ от подбора кандидатов на должность Председателя Правительства РФ и полной передачи вопроса формирования Правительства РФ в компетенцию нижней палаты российского парламента либо необходимо, как минимум, повышение ответственности Правительства РФ перед парламентом путем закрепления процедуры назначения и освобождения от должности ряда ключевых министров (министерства иностранных дел, министерства экономики и др.) только с согласия Государственной Думы.

63. Предусмотренное Конституцией РФ право парламента РФ вынесения вотума недоверия оказалось на деле формальностью и фактически тождественно самороспуску Государственной Думы. Думается, что эффективность вотума недоверия можно повысить путем ограничения права Правительства РФ на постановку вопроса о доверии ему: Правительству РФ должно быть запрещено вносить вопрос о доверии в Государственную Думу после того, как она выразит Правительству РФ недоверие.

64. Исторический анализ показал фактическое отсутствие ответственности Президента РФ даже за самые серьезные политические ошибки и несостоятельность действующего института импичмента. Вместе с тем политическая ответственность главы государства - необходимый элемент реальности принципа народного суверенитета, провозглашенного в ст. 3 Конституции РФ. В этой связи следует перенять положительный опыт ряда государств и ввести процедуры, при которой решение вопроса об отрешении Президента РФ от должности относилась бы к компетенции всероссийского референдума. При этом полномочия по вынесению решения о проведении такого референдума следует закрепить за нижней палатой парламента РФ либо за совместным собранием обеих палат, установив требование квалифицированного большинства при голосовании по этому вопросу •

65. Назрела необходимость введения в России института делегированного законодательства. Это позволило бы Президенту РФ, а также Правительству РФ при издании нормативно-правовых актов, явно входящих в компетенцию парламента РФ, оставаться в правовых рамках, не подвергаясь критике и не опасаясь признания таких актов недействительными судом. Парламент РФ же, учитывая, что издание подобных актов является

формальным отступлением от принципа разделения властей, получил бы контроль за действиями исполнительной власти в правотворческой деятельности. Тем самым баланс властей был бы соблюден.

66. Путями дальнейшего совершенствования парламентаризма следует назвать:

• развитие представительских аспектов организации российского парламента (системы депутатских наказов и депутатских приемных в избирательных округах);

• развитие технологий законодательного процесса (т.е. процедур разработки и принятия законов российским парламентом);

• устранение (или, по крайней мере, минимизация) конституционно закрепленного дисбаланса между российским парламентом и институтом президентства РФ (причем, желательно это сделать без внесения изменений в Конституцию РФ);

• усиление контролирующей функции российского парламента вообще и над Правительством РФ, в частности;

• развитие взаимодействия федерального парламента с региональными органами представительной власти, а также - с парламентскими структурами зарубежных стран (с последующей задачей возведения указанного взаимодействия в принцип существования парламентской системы в РФ).

67. В рамках вышеперечисленных путей дальнейшего совершенствования парламентаризма можно отметить ряд первоочередных задач, решение которых способствовало бы повышению роли парламентских структур в российской политической системе:

• повышение эффективности законодательного процесса (установление единых требований к законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, их подготовка, внесение, рассмотрение, принятие, опубликование, толкование и систематизация; а также - разработка и применение на практике правил законодательной техники);

• прогнозирование дальнейшей "работы" вновь принимаемого нормативно-правового акта (минимизация так называемых "мертворожденных" законов, т.е. тех, которые невозможно будет применять в рамках существующей политико-правовой действительности Российской Федерации, а равно - сопровождение каждого принятого закона серией подзаконных актов, направленных на воплощение основного закона в жизнь);

• развитие взаимных связей между различными ветвями власти (расширение контрольных полномочий парламента, а равно - сужение полномочий по отношению к российскому парламенту Президента РФ);

• всестороннее расширение связей между депутатами и избирателями (в первую очередь - в рамках депутатских поручений, а также - посредством формирования в депутатских округах приемных действующих депутатов Государственной Думы);

• дальнейшее развитие и обновление всей законодательной базы Российского государства (расширение законодательной базы деятельности всей парламентской системы в РФ, причем не только федерального парламента, но и региональных органов представительной и законодательной власти).

Диссертации по праву: http://lawtheses.com/parlamentarizm-v-rossii-konstitutsionno-pravovye-osnovy-stanovleniya-i-deyatelnosti#ixzz33mF9RNCn

следующие практические рекомендации:

1. Необходимо внести изменения и дополнения в Конституцию РФ, а именно:

а) Изложить ст. 94 в следующей редакции:

"1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

2. К исключительным предметам ведения Федерального Собрания относятся вопросы, отнесенные Конституцией РФ к компетенции Государственной Думы и Совета Федерации, а также: обязательства Российской Федерации, вытекающие из договоров или соглашений политического, военного или финансового характера; влекущие отмену или принятие законодательных мер для их исполнения; затрагивающие территориальную целостность государства";

б) Изложить ч. 3 ст. 100 в следующей редакции:

"Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств, а также для решения вопросов, отнесенных Конституцией РФ к исключительной компетенции Федерального Собрания РФ".

в) Внести ряд изменений в Конституцию РФ (главы 4,5 и 6), а также Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О

Правительстве Российской Федерации", касающиеся формирования Правительства РФ, повышения ответственности Правительства РФ перед парламентом. В частности, включить в текст ст. 110 данного документа ч. 3 в следующей редакции: "Правительство РФ подотчетно Федеральному Собранию РФ".

Диссертации по праву: http://lawtheses.com/parlamentarizm-v-rossii-konstitutsionno-pravovye-osnovy-stanovleniya-i-deyatelnosti#ixzz33mFaHycC

г) Дополнить ч. 4 ст. 117 Конституции РФ предложением следующего содержания:

"Если Государственная Дума выразит Правительству Российской Федерации недоверие, а Президент Российской Федерации не согласиться с решением Государственной Думы, то Председатель Правительства Российской Федерации не вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев после выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации".

д) Внести изменения в статьи 93, 102, 103 Конституцию РФ, а также в Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (прежде всего, в ст. 6), касающиеся решения вопроса об отрешении Президента РФ от должности. Решение данного вопроса должно относиться к компетенции всероссийского референдума. При этом полномочия по вынесению решения о проведении такого референдума следует закрепить за нижней палатой парламента РФ либо за совместным собранием обеих палат, установив требование квалифицированного большинства при голосовании по этому вопросу.

е) Термины, относящиеся к региональным парламентам, используемые в Конституции РФ заменить единым: "законодательные (представительные) органы". Для этого внести изменения в Конституцию РФ, а именно в ч. 3 ст. 66, в ст. 77, в ч. 2 ст. 95 и ч. 2 ст. 97, ст. 125 и 137.

ж) Законодательно введение института делегированного законодательства должно быть оформлено внесением поправок в ряд статей глав 46 Конституции РФ (в частности, в статьи 90, 104-106, 115).

2. Разработать и принять следующие Федеральные законы:

а) Разработать и принять Федеральный закон "О поручениях депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", где выработать систему обязательных для выполнения поручений избирателей, а также определить формы ответственности депутатов Госу-

дарственной Думы РФ за уклонение от выполнения поручений избирателей.

б) Принять уже разработанный Федеральный закон "О нормативных правовых актах в Российской Федерации".

в) Принять Федеральный закон "О законодательной процедуре в Российской Федерации", где необходимо зафиксировать правовую норму, в соответствии с которой общественные объединения имеют право обратиться к субъектам законодательной инициативы, зафиксированным в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ с предложением, а последние обязаны рассмотреть внесенное предложение и дать по нему соответствующее заключение.

г) Разработать и принять Федеральный конституционный закон "О Федеральном Собрании Российской Федерации" для обеспечения отраслевого и систематизирующего нормативно-правового акта в области парламентского права, развивающего и конкретизирующего положения Конституции РФ. Данный нормативно-правовой акт должен содержать нормы, определяющие правовой статус и структуру российского парламента, определять основы взаимоотношений данного органа в системе органов государственной власти Российской Федерации и содержать конечный перечень функциональных обязанностей российского парламента.

д) Принять Федеральный закон "О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания", который должен заменить собой ныне действующий Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-Ф3 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

е) Принять Федеральный закон "О праве "вето" Президента РФ". Такой закон должен предусмотреть, прежде всего, перечень возможных оснований отклонения Президентом РФ законов, принятых парламентом РФ, а также четко определить форму вето. В последнем случае это, несомненно, должен быть указ Президента РФ. Кроме того, законы, которые Президент РФ посчитает неконституционными, не должны автоматически им отклоняться. Для этого случая следует предусмотреть процедуру решения вопроса о конституционности закона путем рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ.

ж) Принять Федеральный закон "О делегированном законодательстве".

3. Внести изменения и дополнения в следующие Федеральные законы:

а) Внести изменения в Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" посредством включения в текст ст. 36 следующей фразы: "Правительство Российской Федерации ежегодно отчитывается перед Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации о проделанной работе. По итогам отчета на голосование Государственной Думы РФ может ставиться вопрос о доверии Правительству Российской Федерации".

б) Внести в качестве дополнения в Регламент Совета Федерации статью 143.1, где зафиксировать:

" 1. Члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ могут участвовать в принятии Государственной Думой Федерального Собрания РФ законопроектов в виде подачи самостоятельных поправок при обсуждении законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

2. Государственная Дума Федерального Собрания РФ обязана принимать во внимание внесенные Советом Федерации Федерального Собрания РФ поправки к законопроектам.

3. Для преодоления возникших разногласий в связи с подачей Советом Федерации Федерального Собрания РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ самостоятельных поправок может быть создана согласительная комиссия".

в) Дополнить ст. 120 Регламента Государственной Думы частью 3, в соответствии с которой "Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, внесенные членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ подлежат обязательному рассмотрению и учету. Для преодоления возникших разногласий в связи с подачей Советом Федерации Федерального Собрания РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ самостоятельных поправок может быть создана согласительная комиссия".

г) В регламенты обеих палат внести дополнительные главы (в Регламенте Государственной Думы это будет глава 24-2, а в Регламенте Совета Федерации - глава 30, которая в настоящее время исключена) "Совместная деятельность палат Федерального Собрания РФ), где предусмотреть создание и функционирование совместного внутрипарламентского органа, объединяющего руководителей комитетов и комиссий; а также - постоянно

действующих органов, формируемых на совместных, паритетных началах, так и временных структур (следственных, ревизионных и иных комиссий).

д) Внести изменения в п. 4 ст. 3 Федерального закона РФ "О политических партиях", изложив ее в следующей редакции:

"Основной целью политической партии является содействие в участии граждан в политической жизни общества.

Формами и методами достижения данной цели являются: содействие в формировании и выражении политической воли граждан, политическое воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, законными методами, в том числе посредством проведения массовых мероприятий, манифестаций;

представление интересов граждан в законодательных органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления;

участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, прежде всего, посредством выдвижения кандидатов;

работа в органах государственной власти и местного самоуправления".

4. Разработать и принять следующие концепции, программы и планы:

а) Разработать и принять федеральную программу развития представительских институтов власти в субъектах Российской Федерации, в которой предусмотреть ряд мероприятий, способствующих повышению роли региональных парламентов.

б) Разработать научную Концепцию построения и функционирования российской парламентской системы, положения которой использовать в дальнейшем в качестве рекомендаций для совершенствования и повышения эффективности работы российской парламентской системы.

В данной Концепции (которая будет носить исключительно рекомендательный характер) необходимо:

закрепить единую (унифицированную) систему формирования региональных парламентов;

• закрепить единую структуру регионального парламента;

закрепить единство компетенций региональных парламентов;

• зафиксировать все основные процедурные вопросы, так или иначе затрагиваемые в ходе деятельности региональных парламентов (обратив особое внимание на акты, принимаемые парламентом, и необходимые и достаточные действия парламента при решении того или иного вопроса, отнесенного в его компетенцию).

5. Проводить такую государственную политику, которая бы способствовала институциализации наиболее значимых социально-политических групп в виде политических партий и последующему получению данными политическими партиями представительства в российском парламенте. Это позволило бы ввести социально-политические конфликты в парламентское русло, удержать ситуацию в рамках права и выиграть, таким образом, время для выработки реального общественного согласия, т.е. такого расположения общественных сил, при котором социальные конфликты сведены к минимуму. В этой связи необходимо повышать политическую активность граждан, в частности, обеспечивая их участие в политических мероприятиях (например, выборах в органы государственной власти) посредством политических партий.

6. Обязать региональные избирательные комиссии для повышения заинтересованности граждан РФ в участии в формировании законодательных (представительных) органов власти разрабатывать планы проводимых в рамках повышения политической активности масс мероприятий, а Центральной избирательной комиссии РФ - осуществлять под данные планы частичное финансирование.

7. Организовать при региональных парламентах курсы для обучения вновь избранных, а также - для повышения квалификации уже действующих парламентариев. Разработать для организации указанного учебного процесса специальные учебные программы, а также - учебную и методическую литературу.

8. Принять на уровне Федерального закона "О независимой правовой экспертизе законопроектов" гарантии обязательного участия экспертов и работников правовых и аналитических служб аппарата в законодательной деятельности. Для этого в законодательных органах можно образовывать комитеты или коллегии из числа профессиональных юристов, не являющихся депутатами. Их членам следует предоставить право непосредственно участвовать в подготовке законопроектов, а самим комитетам - право

приостанавливать рассмотрение законодательными органами законопроектов, которые противоречат Конституции РФ и другим основополагающим законодательным актам.

Диссертации по праву: http://lawtheses.com/parlamentarizm-v-rossii-konstitutsionno-pravovye-osnovy-stanovleniya-i-deyatelnosti#ixzz33mFmY9Wh


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: