Образ и подобие Божие в человеке

Античные философы называли человека "микрокосм", т.е. малый мир. Свв. отцы были согласны с таким наименованием, свт. Григорий Нисский писал, что человек — это

"некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена вселенная", который "объемлет собою всякий род жизни"(112).

В то же время у свв. отцов отношение к наименованию "микрокосм" было отличным от того, какое имело место в античности. Для языческих мудрецов — это гордое наименование, выражающее величие человека, тогда как у отцов Церкви встречается откровенно ироническое отношение к этому термин. Свт. Григорий Нисский замечает:

"Говорили: человек есть микрокосм...но этим именем воздавая такую хвалу человеческой природе, не заметили, что почтили человека свойствами комара и мышей"(113).

Для свв. отцов величие человека заключается не в том, что роднит его с космосом, а в том, что, напротив, выделяет его из мира природы. Выделяет же человека образ его сотворения и существования: по образу Божию. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему...И сотворил Бог человека по образу Божию сотворил его..." (Быт. 1,26-27)

В Свщ. Писании понятие "образ Божий" не раскрывается, а в святоотеческой литературе содержится широкий спектр мнений по этому вопросу. Впрочем, все свв. отцы сходятся в том, что образ Божий состоит в способности человека отражать Божественные совершенства. Например, Бог есть абсолютный Дух, и человек имеет в своем составе нематериальную составляющую —душу (Климент Александрийский, свт. Григорий Нисский, блж. Августин). Бог есть абсолютный разум, и человек также есть существо разумное (Климент Александрийский, блж. Августин). Бог вечен, отражением вечности в человеке является бессмертие (преп. Максим Исповедник, блж. Августин). Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной (свт. Иоанн Златоуст, свт. Григорий Нисский)(114).

Однако, свв. отцы, признавая, что человек сотворен по образу Божию, не считают возможным дать образу Божию формальное определение. Свт. Епифаний Кипрский (+ 402) пишет: "Церковное учение верует, что человек вообще сотворен по образу Божию, но в какой именно части находится то, что по образу Божию, не определяет "(115).

Более того, многие отцы Церкви (свщмч. Ириной Лионский, свт. Григорий Нисский, свт. Григорий Палама) полагают, что не только душа, ной человеческое тело участвует в сообразности Богу. Современная православная антропология, опираясь на святоотеческое учение, приходит к выводу, что образ Божий "не относится к какому-то одному элементу человеческого состава, но, ко всей человеческой природе в ее целом "(117).

Свт. Филарет Московский, говоря, что человек отражает совершенства Творца не так, как прочие творения, отмечает, что "вся тварь показывает нам следы Творца, но только как бы "задняя Божия ". но образ лица Божия находится только в человеке"(118).

В отличие от всех прочих тварей, человек не только причастен Божеству, но способен свободно участвовать в Божественных совершенствах, предстоять Богу лицом к лицу. Но предстоять может не что, а кто, т.е. личность. Тем самьм, можно сказать, что собственно богообразность человека заключена не в естестве человека, радикально отличном от нетварной Божественной природы, а в способе его существования, который и у Бога, и у человека — личностный. Следовательно, образ Божий в человеке состоит прежде всего в том, что человек есть личностное существо, и в этом безличном мире он единственный является личностным образом личного Бога. Таким образом, современное православное богословие различает между собственно образом Божиим, характеризующим способ существования природы, и чертами образа Божия, т.е. теми свойствами человеческого естества, в которых конкретно проявляется богообразность(119).

Большинство свв. отцов и современных богословов проводят различие между понятиями "образа Божия" и "подобия Божия". Это различие устанавливается на основании Быт. 1,26-27: волеизъявление Божие о сотворении человека содержит оба элемента —и образ, ипо-добие, тогда сотворение только один — образ.

Образ и подобие теснейшим образом связаны между собой и не могут быть понимаемы в отрыве один от другого. Образ Божий есть дар Божий каждому человеку, который выражается в способности быть причастником Божественной жизни, участвовать в Божественных совершенствах, а подобие — проявление этого дара в жизни человека и та мера, в какой эта способность реализуется. Можно сказать, что образ и подобие -два аспекта двуединого понятия. Образ Божий есть то, что человеку изначально дано, подобие же есть некоторая заданность, задача, которую человек должен решать в течение всей своей жизни. Черты образа Божия относятся к сущности человека, являются существенными свойствами человеческой природы, в то время как черты подобия раскрываются в результате направленности человеческой воли к добру Черты образа суть свойства природы, благодаря которым человек может совершенствоваться, уподобляться Богу, отражая совершенства своего Творца, например, разумность, дар слова и т.п. Соответствующим образом пользуясь этими способностями, человек может достичь богоподобия, приобретая, например, благость и мудрость, которые являются уже чертами не образа, а подобия. Чертами образа Божия обладают практически все люди, тогда как черты подобия раскрывают далеко не все. Тем не менее, возможно говорить об образе и подобии как о двуедином понятии. Ведь богообразность потенциально заключает в себе богоподобие, а подобие есть раскрытие богообразности в жизни человека. Это делает возможной взаимозаменяемость терминов "образ" и "подобие" в Свщ. Писании и у некоторых свв. отцов без ущерба для смысла.(120)

Необходимо отметить, что сами по себе черты образа Божия ни по отдельности, ни в совокупности не исчерпывают человеческой богообразности. В сипу различных причин те или иные черты образа Божия, например.разумность, у некоторых людей могут не проявляться, тем не менее невозможно отрицать за этими людьми человеческого достоинства, поскольку они также сотворены по образу Божию и могут быть причастниками Божественной жизни. Конституирующим принципом человека как личности является не та или иная характеристика его природы, но обращенная к нему любовь Божия (121).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: