План:
1.Преимущества нейропсихологического исследования перед другими методами.
2.Кинестетический праксис.
3.Динамический праксис.
4.Соматогностические функции.
5.Задержки психического развития у детей с диплегической формой.
6.Нейропсихологическая патология при гемипаретической форме.
7.Нейропсихологическая патология при гиперкинетической форме.
8.Нейропсихологический анализ развития ВПФ у детей с ДЦП.
Традиционное психологическое обследование не позволяет с такой точность и ясностью дать оценку функционального состояния, как это возможно при нейропсихологическом обследовании, которое изучает значительно более широкий круг специфических способностей и навыков ребёнка. При таком обследовании акцент ставится на выяснении таких соотношений, как результаты тестирования: неврологические проявления и характер нейропсихического развития в каждом конкретном случае.
Компьютерная томография направлена на изучение структуры мозга, при которой можно определить факты повреждения мозга. Однако соотнесение таких находок с функциональными и поведенческими отклонениями – проблема клиническая. Можно провести ЭЭГ и сканирование церебрального кровотока, но это даст представление о функциональном состоянии мозга, но только при нейропсихологическом обследовании выявится функциональное состояние на поведенческом уровне.
|
|
Важно подчеркнуть необходимость разграничения нейропсихологического обследования и неврологического осмотра. По данным неврологического обследования можно определить направление и характер дальнейшего диагностического исследования. Неврологический осмотр предполагает изучение преимущественно базальных, более низких функций, а нейропсихологическое – высших корковых функций. Следовательно, оно может быть более чувствительным к разным церебральным дисфункциям, особенно к тем, при которых вовлечены высшие корковые функции. Нейропсихологическое обследование чувствительнее к более мягким формам дисфункций, даже в случае недостаточности в сенсорной и моторной сферах.
Показания к нейропсихологическому обследованию: 1) содействие в определении дисфункции мозга; 2) уточнение влияния мозгового повреждения на поведение; 3) уточнение выраженности дисфункции в случаях недостаточности или неспособности; 4) оценка прогноза и специфических факторов риска; 5) разработка стратегии лечения; 6) оценка состояния в динамике при повторных обследованиях.
Особенно полезным будет такое обследование при изучении лёгких проявлений церебральной дефицитарности, тех дисфункций, которые не распознаются другими методами, но осложняют адаптацию ребёнка. Современные достижения медицины привели к драматическому увеличению числа детей, выживших после серьёзных заболеваний или повреждений. Многие из таких состояний оказывают неблагоприятное влияние на развивающийся мозг. Параллельно с уменьшением смертности есть тенденция к увеличению заболеваемости. В контексте сказанного нейропсихологическая оценка позволяет внести ясность в диагностический процесс, помогая определить факт нарушения функций и уточнить, каким образом они повреждены или какая форма дефицита требует коррекции.
|
|
Например, у детей и подростков с психической патологией отчётливо преобладают состояния церебральной дисфункции, которые рассматриваются как фактор повышенного риска к возникновению психической патологии. Известно, что у детей с повреждением мозга риск к развитию психической патологии в 3-7 раз выше, чем в общей популяции.
У детей и подростков с психическими расстройствами наблюдается относительно высокая частота нейропсихологической недостаточности, даже если исключить подтверждённые повреждения мозга.