Тема № 11. Нарушение интеллекта у детей с ДЦП

План:

1.Двигательная функция как фактор развития психических функций

2.Нарушения интеллекта при спастической диплегии у детей младшего школьного возраста.

3. Нарушения интеллекта при спастической диплегии у детей среднего школьного возраста.

4. Нарушения интеллекта при спастической диплегии у детей старшего школьного возраста.

Двигательная способность у детей имеет важное значение для развития интеллекта. Выявлена высокая корреляция между низкими двигательными способностями в 4-9 месяцев с низким интеллектом к 1,5 годам жизни. Частота нарушений интеллекта у детей при разных формах ДЦП отличается: при спастической диплегии – 5,4%; при гиперкинетической форме – 5%; при гемипаретической – 1,1%; при атонической – 9,3%.

Наиболее адекватной методикой исследования интеллекта является тест Векслера, с помощью которого можно выделить основные диагностические блоки. На основе корреляционного и факторного анализа были выявлены три основных фактора, которые соответствовали трём блокам: вербальному, перцептивному и блоку памяти и внимания.

При спастической диплегии в группе детей младшего школьного возраста выявлены более низкие показатели по всем шкалам Векслера. Обнаружены достоверные различия в уровневых оценках интеллекта по блокам. При заданиях вербального блока низкий уровень осведомлённости об окружающем, в конкретном определении значений слов, трудности словесного отображения обобщающих понятий, ограниченный словарный запас. Наиболее низкие оценки при выполнении заданий перцептивного блока, включающего два субтеста – «Сложение фигур» и «Кубики Кооса». Более низкие оценки по субтесту «Сложение фигур». Этот неалгоритмизированный конструктивный праксис без опоры на образец требует пространственного воображения, труден для таких больных. Качественный анализ ошибок показал, что фигуры собирались механически, без учёта пространственных соотношений на образце-рисунке. Существенные трудности были с пространственным синтезом деталей. Дети воспроизводили их в перевёрнутом виде.

Имелись достоверные различия по показателям памяти и внимания. По субтесту «Арифметика» был замедленный темп выполнения заданий. При решении устных задач детям сложно было удержать в памяти условие задачи, так как это требует высокой концентрации внимания. Самые низкие оценки по субтесту «Шифровка». Успешность выполнения субтеста зависит от концентрации, распределения и переключения внимания, но и от зрительно-моторной координации, и скорости формирования двигательных навыков. В группе детей с ДЦП имеется достоверное число корреляционных связей с показателями вербальных и невербальных шкал. Это свидетельствует о высокой значимости вербальных функций в развитии интеллекта младших школьников с ДЦП в отличие от здоровых. Это подтверждает и факторный анализ.

В группе детей среднего школьного возраста выявлены достоверные различия в уровневых оценках вербального, невербального и общего интеллекта. Дети с ДЦП успешно справлялись только по шкале «Последовательные картинки», что говорит о сохранности к прогнозированию логической последовательности действий. Выявлены низкие оценки по перцептивному блоку. Дети с ДЦП с трудом справлялись с заданиями «Кубики Коса» и «Складывание объектов». Наблюдались трудности предварительной ориентировки в задании на пространственный анализ и синтез. Корреляционный анализ выявил достоверные связи первого блока (вербально понимание) не только с вербальными шкалами, но и с общим интеллектом и показателями вербального и невербального интеллекта. Это указывает на выраженную интеграцию психических функций у больных с ДЦП этой группы в сравнении с детьми младшего возраста. Несмотря на то, что уровень вербальных функций у детей с ДЦП выше, чем невербальных, вербальные функции не оказывают существенного влияния на общее развитие интеллекта, отличаются автономностью, слабой взаимосвязью с другими психическими функциями. Это говорит о качественном недоразвитии межфункциональных связей при ДЦП.

Клиницисты и психологи отмечают повышенный вербализм у детей с ДЦП. Это проявляется в многоречивости, склонности к философствованию, в большом словарном запасе, но в слабом понимании значения слов. Изолированность речи от других функциональных систем в значительности степени обусловливает дисгармонию интеллектуального развития при ДЦП.

В группе детей старшего школьного возраста оценки по невербальным шкалам интеллекта ниже, чем у здоровых. Особые трудности больные с ДЦП испытывали при заданиях перцептивного блока, что указывает на недоразвитие зрительно-простраственного анализа и синтеза. Уровень общего и невербального интеллекта в этой группе ниже, чем у здоровых сверстников. Имеются достоверные различия по блоку 2 (уровень перцептивной организации интеллекта) и блоку 3 (память и внимание). Оценки по вербальному блоку у больных незначительно ниже, чем у здоровых, что указывает о повышении развития вербальных функций у детей с возрастом. Корреляционный анализ выявил достоверно высокие связи блока 2 с показателями общего уровня интеллекта и показателями блока 3 (внимание и память), что говорит о высокой значимости этих факторов в развитии перцептивных функций. Несмотря на высокий уровень вербальных функций, они остаются изолированными и не оказывают влияния на развитие мнестических функций, пространственного анализа и синтеза, на регуляцию психических процессов, как это есть у здоровых.

С возрастом функциональные структуры интеллекта у детей с ДЦП хотя имеют тенденцию к интеграции, но отличаются слабой подвижностью, что негативно влияет на качество их структурообразования. Если у здоровых определяющее значение в развитии психических функций приобретает абстрактное мышление, то у больных с ДЦП эффективность в развитии психики зависит от энергетических характеристик интеллекта (внимание и память).

Выводы: 1.Общий уровень интеллекта у детей со спастической диплегией находится в диапазоне задержки психического развития.

2.Структура интеллекта у больных детей отличается выраженной диспропорциональностью. Это проявляется в недоразвитии невербальных функций, обусловленном низким развитием зрительно-пространственных и энергетических функций интеллекта.

3.Возрастной анализ показал, что в младшем школьном возрасте есть недоразвитие всех сторон интеллекта. В среднем и старшем школьном возрасте выраженная тенденция развития вербального интеллекта, при недоразвитии перцептивных и энергетических характеристик.

4.Анализ позволил выявить качественное своеобразие структурообразования психических функций у детей с ДЦП. При сохранном развитии вербального интеллекта есть его автономность, слабая взаимосвязь с невербальными частями интеллекта.

Литература:

1.Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.

2.Марковская И.Ф. Задержка психического развития.- М., 1993.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: