Тема № 13. Нарушения формирования артикуляции и орально-моторных рефлексов

План:

1.Взаимосвязь кормления и артикуляции

2.Процесс кормления и голосообразования в норме до двух лет

3.Процесс кормления и голосообразования у детей с ДЦП.

4.Влияние тонических рефлексов на артикуляционный аппарат.

5.Задержка обратного развития ряда врождённых рефлексов.

Речевой аппарат основывается на работе системы органов, выполняющих важные биологические функции, связанные с питанием (сосание, жевание, глотание) и с дыханием. Сенсорная подготовка орально-моторной части у детей с ДЦП имеет важное значение для развития речи. Во внутриутробном периоде плод маленькой ручкой тянется к лицу и исследует ротовую полость. Ротовая полость сначала готовится к познанию мира и только потом к принятию пищи. Обнаруживается сходство в формировании движений для артикуляции и функции кормления. Большинство движений оральных органов при питании сочетается с речевыми звуками. У детей не формируются схемы движения собственной вокальной игры до появления этих движений в процессе питания.

Даже не очень грубые дисфункции оральной области ведут к серьёзным нарушениям нормального питания у ребёнка и в дальнейшем могут выразиться в дезорганизации общения и поведения.

Сосание – первая и основная функция новорождённого, оказывает огромное влияние на развитие артикуляции и сенсомоторное развитие в целом. Сосание может затормозить или, наоборот, активизировать поведение ребёнка. Движения, которые характерны для сосания, становятся более дифференцированными при гулении и лепете. Так, первые согласные звуки требуют плотного смыкания губ. Ближе к 6 – 9 месяцам, когда лепет достигает максимального развития, лёгкие движения губ помогают при всасывании или выплёвывании жидкости во время кормления грудью и из рожка или для перемешивания пищи при кормлении с ложки.

В норме ребёнок достигает наилучшего этапа развития оральных органов в процессе кормления, при употреблении пищи разной консистенции. Данный этап является значимой предпосылкой развития артикуляции.

К 6 – 8 месяцам ребёнок может глотать более густую или в небольших кусочках пищу. Он может пользоваться следующими движениями языка: протрузией или разгибанием-вытягиванием.

К 1 году ребёнок пьёт из чашки, может глотать крупную пищу. Может появиться незначительная протрузия языка. Исключено движение разгибания-вытягивания. С помощью языка он передвигает без затруднения еду из середины рта в стороны. Пользуется верхними резцами или дёснами для захвата пищи, направляемой нижней губой.

К 1,5 годам достигается устойчивое положение при удержании челюстью края стакана. Верхняя губа закрывает край стакана, что ведёт к лучшему смыканию при питье. Протрузии языка нет. Отсутствует разгибание и втягивание языка. Глотает твёрдую пищу, слегка сжимая губы, если это требуется. При глотании кончик языка приподнимается. Губы находятся в закрытом положении при жевании, особенно, когда необходимо предотвратить вытекание жидкости.

В 2 года появляется определённый моторный стеретип движения при хватании, устойчивое положение челюстей, при этом ребёнок не кусает края стакана. Может держать стакан зубами, использует язык при движении «свободного подметания» для снятия еды с губ. Движения губ становятся независимыми от движения челюстей. Глотает без потери пищи и без слюнотечения. Поднимает кончик языка при глотании. Ловко ест любую еду разной степени жёсткости. Ребёнок в состоянии перемещать еду из центра рта в одну и другую сторону. Использует точные движения языка, приподнимая кончик. Адекватно шевелит губами при жевании.

Кормление и речь тесно связаны вследствие орального автоматизма, т.е. развитие рефлекторных движений кормления ведёт к формированию орального праксиса и голосообразования. Сосательный и глотательный рефлексы лежат в основе произношения. Обычно они находятся в пределах нормы, но могут быть нарушены из-за спастичности или гиперкинезов.

Задержка развития глотательного рефлекса приводит к затруднениям при глотании жидкости, вводимой в рот. У ребёнка с ДЦП часто отсутствует сосательный рефлекс после рождения, из-за мозгового расстройства. Специфические трудности при ДЦП в первые месяцы жизни связаны не только с недостаточным развитием сосательных и глотательных рефлексов, но и со слабостью мускулатуры губ, с нарушением тонуса в языке и ограничением его подвижности, с нарушением функции мягкого нёба, а также с общими двигательными расстройствами.

На 1-ом месяце дети с ДЦП захлёбываются во время сосания, что продолжается или усиливается в первые 4 месяца. Часто молоко вытекает изо рта. Из-за напряжения губных мышц ребёнок не может вытянуть губы вперёд, чтобы принять соску. Он часто попёрхивается, у него повышается слюноотделение, тихий голос. Дыхание поверхностное, аритмичное. Отмечается асинхронность между дыханием, сосанием и глотанием. Он не удерживает голову, наблюдается индифферентное отношение к процессу кормления. Он не способен держать губы прижатыми к чашке или стакану. Язык часто попадает под край чашки или проходит над ним. Тоже при кормлении из рожка: рот делает грубые движения, ребёнок высовывает язык при попытке пить.

К 12 месяцам ребёнок самостоятельно не ест. Он пьёт из чашки с помощью трубки, вместо того чтобы держать чашку руками, сосать трубочку, он отправляет её в рот, как будто это соска, кусает её и держит чашку так высоко, что жидкость пассивно перетекает в рот. Этот недостаток координации провоцирует неравномерный приток жидкости, вследствие чего ребёнок кашляет, задыхается и глотает воздух. Развитию оральной моторики препятствует отсутствие функций кусания, жевания, формирования пищевого комка, что сохраняет сенсомоторную оральную систему в незрелом состоянии. При ДЦП ребёнок не ест из ложки. Пища измельчается, но не пережёвывается, и когда попадает в горло, возникает рвота и попёрхивание.

Функции разжёвывания и жевания – самые сложные и трудные для ребёнка с ДЦП, так как требует вращательных движений мышц челюсти, подвижности языка и сокращения губ и щёк. Данные движения у них нарушены. Следует обращать внимание на оральную моторику, косвенно влияющую на артикуляцию. Все усилия следует направлять на стимулирование сосания у ребёнка в первые годы жизни, что поможет развитию речи. Цель не в том, чтобы накормить ребёнка, а в улучшении его поведения во время еды, коррекции его орально моторных функций во время еды. Приём пищи – естественный путь тренировки оральных мышц для развития речи. Работа над артикуляцией также необходима для орально-моторного развития, так как ощущения при речи и при приёме пищи различны.

Для контроля за речью необходима специальная подготовка орально-моторного механизма к правильному речевому дыханию и артикуляционной координации. Орально-моторная система подвержена влияниям, что ведёт к нарушениям орально-моторных функций, при этом страдает произношение, так как скорость речевых движений самая быстрая.

Тонические рефлексы влияют на тонус артикуляционного аппарата. Лабиринтный тонический рефлекс повышает тонус корня языка. Симметричный шейный тонический рефлекс повышает тонус спинки и кончика языка. Выраженность этого рефлекса затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, продвижение языка вперёд и вверх. Асимметричный шейный тонический рефлекс вызывает асимметричное повышение тонуса в речевых мышцах: тонус больше повышается на стороне противоположной повороту головы. Влияние этих тонических рефлексов определяет специфику артикуляционных расстройств.

Следующая особенность нарушений артикуляционной моторики – задержка обратного развития ряда врождённых рефлексов орального автоматизма: сосательного, хоботкового, поискового, глотательного, кусания и других. Сохранение этих рефлексов препятствует развитию артикуляций.

Артикуляция функционирует по принципу «проприоцептивного рефлекторного кольца» с большой ролью обратной афферентации, основанной на чёткости кинестетического восприятия. Речь формируется на основе безусловных рефлексов, лежащих в основе первых звуков новорождённых: крика, кряхтения, натуживания, кашля.

Становление артикуляции имеет отношение к формированию орального праксиса. Такой праксис требует участия нескольких анализаторов, ибо ни одно действие невозможно без рецепторного контроля. Праксису принадлежит роль в формировании речи. Развитие у детей 2-го года жизни номинативной функции и есть становление навыков речевого слухового гнозиса и артикуляционного, кинестетического и кинетического праксиса. У детей с ДЦП праксис формируется искажённо. Его развитие осложняется из-за парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата, слабости кинестезии, напряжения мышц языка и губ. При тяжёлых формах ДЦП имеются кинестетические нарушения в области рта, что в сочетании с рефлекторной патологией отрицательно влияет на праксис и артикуляцию.

Литература:

1.Мостякова Е.М. Нарушения речи у детей церебральным параличом. – М., 1985.

2.Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. – М., 1980.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: