План:
1.Предпосылки к овладению чтением и написанием.
2.Подготовительный период для овладения грамотой.
3. Формирование навыков произношения.
4. Основной период в обучении грамоте – букварный.
5.Процесс обучения навыкам при поражении правых конечностей.
Обучение первоначальным навыкам чтения и написания является сложным психологическим процессом, требующим общего и речевого развития. Необходима зрелость психофизиологических функций: фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, внимания, памяти. Различная степень нарушения двигательной и речевой функций, особенности формирования психических процессов нуждаются в использовании разнообразных приёмов и методов обучения чтению. В ходе обучения грамоте решаются и диагностические задачи ля определения направлений коррекционной работы.
Поскольку состав детей дошкольного возраста оказывается неоднородным, их делят на несколько групп, так как необходим дифференцированный подход. Коррекционная работа проводится на индивидуальных и групповых занятиях логопеда, а также на групповых занятиях воспитателя. В ходе коррекционно-педагогической работы важно учитывать характер и структуру речевого нарушения.
|
|
Задачами подготовительного периода обучения грамоте являются:
формирование произвольной речи, развитие слухового внимания и слухоречевой памяти, формирование фонематического восприятия, нормализация оптико-пространственного гнозиса, подготовка мелкой моторики к процессу написания, формирование психологической базы речи, формирование мыслительных операций.
Обучение слагается из двух взаимосвязанных процессов: обучение чтению и написанию.
Характерным речевым расстройством является дизартрия различной степени тяжести. У детей не накапливаются необходимые наблюдения над смысловой, звуковой, морфологической и синтаксической сторонами речи. Часто нарушения звукопроизношения сочетаются с нарушением фонематических процессов. Значение имеют особенности нарушений интеллекта. Повышенная психическая истощаемость и наличие патологических тонических рефлексов усиливают недостаточность фонематического анализа, который считается узловым в речевой деятельности, связывающим устную и письменную речь в единую систему. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Формирование слоговой структуры слова идёт одновременно с формированием звукопроизношения и требует подключения кинестетических ощущений.
|
|
На начальном этапе подготовительного периода обучения грамоте дети усваивают звуковой и слоговой состав слова на ограниченном речевом материале. Они учатся произносить и различать звуки, выделять их из слова, затем упражняются в делении слова на слоги.
Обучение полному звуковому анализу звучащей речи предполагает формирование умения определять: линейную последовательность звуков в составе слова; местоположение звука; количество звуков в слове.
Помимо фонематического восприятия у детей должна быть сформирована лексико-грамматическая сторона речи и связная речь. Понятие «буква» вводится после того, как и детей будет полностью сформировано обобщённое представление о фонемах родного языка. При работе с детьми с ДЦП целесообразно знакомить их с буквами уже на начальных этапах обучения грамоте.
Программа подготовительного периода имеет несколько разделов, которые тесно взаимосвязаны между собой. Это: формирование навыков произношения; развитие фонематического восприятия, формирование звукового анализа и синтеза; развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
При коррекционной работе необходимо развивать у детей зрительно-моторную координацию, которая является необходимым условием формирования первоначальных навыков чтения и написания.
Формирование навыков произношения включает:
нормализацию тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; развитие произвольного контроля органов артикуляции; пассивную и активную артикуляционную гимнастику; развитие дыхания, голоса и просодики, коррекцию их нарушений; формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
Для развития фонематического восприятия и формирования звукового анализа и синтеза необходимо решать следующие задачи:
1.Равитие слухового внимания и слухоречевой памяти.
2.Развитие анализа и синтеза звукового состава слова.
Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи предполагает решение следующих задач: усвоение произношения слогов различной сложности; деление на слоги слов различной слоговой структуры; подбор слов с различным количеством слогов.
У детей необходимо сформировать следующие умения:
правильно произносить все заученные звуки и пользоваться ими в речи; различать изученные звуки; выделять любой из изученных звуков в составе односложных, двусложных и трёхсложных слов; знать гласные звуки первого ряда и звук «и»; знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки.
Основной период в обучении грамоте – букварный. Его программа предусматривает на основе звукового анализа и синтеза обучению чтению слогов и слов.
Затруднения, которые испытывают дети при формировании графических навыков, обусловлены двигательным дефектом, а также состоянием неречевых процессов (внимание, память, произвольная деятельность, зрительно-моторная координация и др.).
Несформированность хватательной функции кисти мешает овладеть удержанию ручки. Нарушение тонуса мышц кисти и скелетных мышц, гиперкинезы нарушают совершение тех движений, на основе которых строится акт написания. В связи с этим необходима индивидуальная подготовка руки к написанию. Необходимо выделить время для специальных занятий по закреплению движений правильной техники написания.
У детей с поражением правых конечностей при написании левой рукой могут наблюдаться элементы зеркального написания. Для преодоления этого дефекта необходимо проводить соответствующую коррекционную работу. Для тех, кто из-за двигательного дефекта не может научиться писать, особенно важна компьютеризация процесса обучения печатания. В случае отсутствия компьютера хорошие результаты даёт обучение печатанию на пишущей машинке. Важным этапом работы над написанием является обучение адекватной позе во время написания. При этом решаются следующие задачи:
|
|
Подбор позы и «рефлекс-запрещающих «позиций, при которых нарушения мышечного тонуса и интенсивность гиперкинезов были бы минимальными; применение специальных приспособлений для фиксации конечностей и головы ребёнка; отработка общей позы и обучение среднему положению головы, поворотам и наклонам при строго определённом положении рук; развитие зрительного контроля за движениями рук в разных направлениях.
В занятия по обучению написанию необходимо ввести работу по формированию навыка оптико-пространственной ориентировки, которая включает следующее: формирование пространственной ориентировки на листе бумаги; маркировку начала написания – левого верхнего угла листа; выработку автоматизированных движений слева направо путём рисования дорожек, ленточек и пр.; написание рукой в воздухе с контролем и без контроля зрения; автоматизацию движений слева направо путём написания дорожек мокрым пальцем на грифельной доске.
Для формирования графомоторных навыков на занятиях необходимо проводить обучение штриховке и обводке. Формируя у ребёнка с ДЦП первоначальные навыки написания, очень важно решить задачу обучения удержания ручки или карандаша и формированию графомоторных функций. Если из-за тяжести двигательных нарушений эта задача не будет решена, нельзя отказываться от обучения. Дети с тяжёлыми нарушениями манипулятивных действий, которые не могут овладеть написанием с помощью ручки, могут научиться печатать на пишущей машинке или на компьютере.
Литература:
1.Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб пособие/И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. – М.: Академия, 2001. – 192 с.