ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
Рекомендовано
Советом по психологии УМО университетов России
в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по направлению
и специальности «Психология»
Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова Психология труда и человеческого достоинства Издательство: Академия, 2005 г. 480 стр.
ISBN 5-7695-4123-0
В учебном пособии даются традиционные представления о теории и практике психологии труда, а также современные разработки наиболее актуальных проблем, связанных с поиском смысла трудовой деятельности. Несколько парадоксальные рассуждения авторов о сущности и ценности труда в современной России помогут студенту сформировать свое отношение к обсуждаемым темам, понять значимость честного квалифицированного труда для повышения чувства собственного достоинства.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно всем интересующимся данной темой.
Оглавление
Введение.
ГЛАВА I Основная проблематика психологии труда............................ 6
|
|
1. Проблема предмета и метода психологии труда.
Этический парадокс предмета психологии труда......... 6
2. Основные разделы психологии труда. Понятие
«эргономика»................................................................. 10
ГЛАВА II. Культурно-исторические основы развития
психологического знания о труде................................................ 15
1. Представления о труде в древности и в эпоху
феодализма.................................................................... 15
2. История зарубежной психологии и социологии труда 18
3. Психотехника и ее кризис............................................. 25
4. История отечественной психологии труда.................. 28
5. Культурно-исторический смысл возникновения
проблемы профессионального самоопределения........ 42
6. Общие тенденции в развитии представлений о труде. 49
ГЛАВА III. Труд как социально-психологическая реальность.... 54
1. Житейские и философские представления о труде...... 54
2. Психологическое понимание труда и профессии........ 60
3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности
трудом и трудовой мотивации...................................... 69
ГЛАВА IV. Проблемы профессиографирования и профотбора....... 80
«1. Понятия «профессиограмма», «психограмма»,
«модуль профессии», «модель специалиста»,
«формула профессий».................................................. 80
2. Методы и различные схемы профессиографирования 83
3. Аналитическая профессиограмма и общая схема
профотбора.................................................................... 86
4. Уровни анализа трудовой деятельности...................... 91
5. «Формула профессий». Схема анализа профессии
и варианты ее использования в групповой работе
и в индивидуальной профконсультации....................... 92
|
|
6. Трудности изучения профессиональной деятельности
в условиях современной России.................................. 97
7. Самая главная (наиважнейшая!) проблема
профессиографии и психологии труда....................... 100
ГЛАВА V. Развитие человека в труде....................................................... 108
1. Основные этапы развития субъекта труда................. 108
-» 2. Проблема формирования индивидуального стиля
трудовой деятельности................:............................. 116
3. Проблемы развития профессионального самосознания... 119
4. Кризисы профессионального становления................. 131
5. Проблема профессиональных деструкции................. 141
6. Акмеологический подход в исследовании развития
профессионала............................................................. 147
ГЛАВА VI. Основы инженерной психологии....................................... 153
1. Теоретико-методологические основы инженерной
психологии................................................................... 153
2. Специфика методов инженерной психологии............ 156
3. Особенности и классификация систем «человек—
машина» (СЧМ). Показатели качества СЧМ.............. 158
4. Оператор в системе «человек—машина» (СЧМ)
и общая схема его деятельности. Принятие решений
оператором................................................................... 161
5. Профессиональные действия и профессиональные
задачи в труде оператора............................................ 164
6. Ошибки в труде оператора.......................................... 169
7. Основы проектирования СЧМ..................................... 173
8. Основы эксплуатации СЧМ......................................... 179
9. Психологические особенности системы «человек-
компьютер»................................................................. 18.2
10. Внедрение компьютерных технологий в организациях.... 188
11. Компьютер в деятельности психолога...................... 189
12. Компьютер как вариант «органопроекции»
человеческого интеллекта и пути обогащения
«компьютерной метафоры»........................................ 191
ГЛАВА VII. Психологические особенности труда в организации......... 196
1. Представление об организации. Понятие
«организационная культура»...................................... 196
2. Психология производственного коллектива.............. 199
3. Проблемы руководства и лидерства в организации... 203
4. Основы кадрового менеджмента................................. 210
5. Связь организации с общественностью (Паблик
рилейшнз)..................................................................... 221
6. Основы организационного консультирования........... 224