Отрядные традиции

Название отряда. Нужно ли его выбирать? Нужно! Это же скучно, иметь только порядковый номер. Каким может быть название? Любым! От традиционного до ультрасовременного, от "Солнышко" до "Диснейлята" – у младших, от "Прометей" до "Эксимер" - у старших. А еще дети почему-то любят названия-аббревиатуры, всякие "НДК" (наша дружная команда). "МИД" (мальчишки и девчонки), БИС (братья и сестры), "РИТМ" (республика интересной талантливой молодежи}... На здоровье! Только не называйте отряд "СПИД", объясняя, что это расшифровывается как "самые передовые и дружные".

Как провести сбор по выбору названия отряда. К этому сбору, как и любому другому, надо тщательно подготовиться. Пролистайте в методическом кабинете пособия, в которых вы увидите массу названий, девизов и речевок отрядов. Пообщайтесь с более опытными вожатыми, им тоже будет, что вам подсказать. И только с этим багажом начинайте сбор по выбору названия для вашего отряда.

Прежде всего, разбейте отряд на несколько групп. Так работа детей будет более эффективной (в группе пусть будет не больше 7-8 человек, тогда каждый ребенок окажется включенным в обсуждение). Сыграйте в несколько зажигательных игр, «разогрейте» детей, настройте их на творчество.

Далее расскажите о том, что ребятам предстоит сделать. Прежде всего, о том, что название отражает суть отряда, оно должно быть коротким. Почему? Да потому что куда приятнее кричать «Данко», «Экстрим», чем «Хламидомонада». Если дети решатся на аббревиатуру, пусть она будет удобна для произношения. Чтобы под то название, которое предложат дети, можно было придумать кричалки, речевки, девиз. Чтобы было не стыдно называться именно так. Чтобы название максимально отражало то, какие ребята собрались в этом отряде. Напомните детям: «Как кораблик назовете, так он дальше поплывет». Имя у отряда должно быть красивым, говорящим само за себя. А также о том, что в соответствии с названием оформляется и отрядное место.

После этого дайте детям на раздумье 2-3 минуты. Если вы видите, что время вышло, а в командах идет оживленное обсуждение, добавьте время. Если вы поймете, что с самого начала дело в какой-то команде или командах «застопорилось», подойдите к ребятам, «киньте» пару идей для размышления и оставьте детей. Пусть далее они мыслят самостоятельно.

Предложите, чтобы от каждой команды выступило по одному представителю, который расскажет, какое название или названия предлагает эта команда, а самое главное - почему именно это. Встречайте каждого представителя команды бурными аплодисменты, так вы покажете, что вы готовы внимательно его слушать, а ребенок преодолеет свое смущение.

Если вы работаете с напарником вдвоем, поделите обязанности таким образом, что один ведет сбор, а другой все четко фиксирует. Для этого вам понадобится бумага А-4 или А-3, маркеры или фломастеры разного цвета. Все предложения детей запишите на бумаге, чтобы названия были им видны. Рядом на листе напишите, если они уже готовы предложить, девиз или речевку. Если нет, на их придумывание еще будет время.

Когда выступила каждая команда, зачитайте вслух еще раз все названия, дайте детям секунд 10 на раздумье. Предложите такой вариант. В первом туре голосования у каждого ребенка есть два голоса, которые он может отдать за два самых понравившихся названия. Напомните детям, что неважно, в какой команде они сейчас сидят, так как так будет называться отряд всю смену. Посчитайте голоса детей. Теперь остановитесь только на двух (максимум трех) названиях и пусть каждый ребенок проголосует за самое-самое название. Вполне допустимо, что из двух понравившихся названий складывается одно.

Теперь пришла пора сочинять девиз, кричалку в столовую, кричалку для спорта. Не факт, что сейчас появятся самые лучшие варианты. Но попробовать стоит. Дайте детям на раздумье от 3 до 5 минут. Выслушайте после этого все команды: (можно предлагать несколько вариантов). Запишите все это на бумаге. Когда все предложения закончатся, выберите наиболее оптимальные. Предложите детям на досуге подумать и предложить новые варианты. Пусть девиз будет один - и не меняем, а кричалки - на все случаи жизни. Самое главное, чтобы эти кричалки не забывались.

Ребятам любого возраста очень нравится, если их отряд отличается от других. Какие-то отличительные знаки, атрибуты, свои кричалки. свой собственный, ни на кого не похожий способ шагать - все это ребята придумывают с удовольствием, нужно только помочь им начать.

ЧП (чередование поручений). Существует много форм работы с отрядом. Одна из них - чередование поручений (ЧП). С ее помощью можно разнообразить ежедневную отрядную жизнь, организовать отряд и быстрее сдружить ребят.

В начале смены отряд делится на постоянные группы. Это можно сделать с помощью жеребьевки или игры. Например, с помощью социометрии или игры "лидер". У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на 5 экипажей кораблей. Называете пятерых капитанов. Капитаны встают в ряд и по очереди набирают себе команду. Сначала лоцманов, старпомов, затем боцманов, радистов, коков, матросов (первый матрос, второй матрос и т.д.) Последние - юнги. Лучше, если не один человек набирает группу, а первый - второго, второй - | третьего и т.д. В этом случае вы учтете желание детей быть вместе, и группы, скорей всего, получатся равноценными. После деления на группы лучше провести с ними маленькое КТД или просто дать небольшое задание. И уже потом объявить, что в этом составе группа будет работать всю смену. Пусть ребята выберут название группы, исходя из названия отряда, и командира, который будет следить за тем, чтобы никто в группе не был обижен, чтобы каждый был включен в работу. Также командир отвечает за выполнение поручения.

Поручения должны быть постоянными, в течение смены, но если какое-то из них не срабатывает, его стоит заменить. Меняются поручения по кругу каждый день, через день или каждые три дня (на выполнение 6 поручений по количеству палат в отряде уходит как раз вся смена), на ваше усмотрение (по принципу «вертушки»)

Предлагаем вам следующие поручения для ЧП:

  • Группа "Хозяева". Эта группа в течение дня следит за чистотой в корпусе и вокруг него, помогает разливать суп во время обеда, убирает грязную посуду отряда после приема пищи, принимает гостей, если таковые есть.
  • Группа "Уют". За период своей работы группа "Уют" должна внести какой-либо свой вклад в оформление отрядного места, сделать его чуть-чуть уютнее, домашнее, красивее, но главное следить за чистотой в «своем доме».
  • Группа "Сюрприз". Уже по названию группы видно, что отряд не должен догадываться о том, что задумала эта группа. В течение дня или на вечернем "огоньке" ребята должны удивить отряд каким-то приятным сюрпризом. Маленькое творческое выступление или подарки всем - все, что угодно. Может быть, у кого-то день рождения - группа "Сюрприз" должна позаботиться о поздравлении.
  • Группа "Мистер Мускул". Эти ребята должны позаботиться о спортивной жизни дня. Они отвечают за сохранность спортивного инвентаря в отряде, его (спортинвентаря) присутствие на пляже, спортивных площадках вместе с отрядом.
  • Группа "Летопись". Чтобы о смене осталось долгая память, можно вести летопись отряда. Группа, которая сегодня выполняет это поручение, должна зафиксировать события вчерашнего дня, красочно оформить страничку летописи, выполнить редакционные обязанности (писать заметки, новые странички, поздравления, шаржи, «боевые листки» и т.д.) в отрядном уголке.
  • Группа "ЧП". Всех поручений не предугадать. Эта группа выполняет любое возникшее в ходе дня поручение. Готовит дрова для вечернего костра или рисует приветственный плакат - это должен придумать вожатый.
  • Группа «Лентяи» -освобождены от всех поручений на сегодня.

Дежурные командиры. С распадом пионерской организации ушли из вожатской работы многие интересные формы. Мало кто использует в своей работе систему дежурных командиров. И напрасно. Благодаря этой системе почти каждый ребенок в отряде в течение смены хотя бы один раз попробует себя в роли организатора.

Чтобы система сработала, установите в отряде такие правила:

1. Дежком - командир отряда на один день. Поэтому слово дежкома - закон (в крайнем случае, если дежком явно несправедлив, вожатый может вмешаться).

2. Оценивая работу дежкома, помни - ему было труднее всех. Поэтому о минусах - после плюсов. (Предлагаем систему оценки дежкома "Спичка, свечка, костер, солнышко". Эти простые символы понятны детям).

3. Дежкомом может стать любой желающий. Нет достойных и недостойных. Дайте человеку попробовать себя. (Не затягивайте выбор нового дежкома, подумайте, стоит ли голосовать, это может кого-то обидеть. Конечно, дежкомом может стать любой желающий. Но можно предложить дежкомам заканчивающегося дня выбрать тех, кто им больше всего в течение дня помогал, может быть, так будет честнее).

Обязанности дежкома:

1. Утром дежком поднимает отряд, организовывает зарядку и уборку палат.

2. Дежком красиво оформляет план на день, вывешивает его на отрядном месте.

3. Дежком пересчитывает в столовой порции, следит за тем, чтобы на столах всего хватало перед приемом пищи, зовет отряд на «волшебную линию».

4. Дежком смотрит, чтобы все убирали за собой в столовой.

5. В течение дня дежком следит за выполнением плана на день, отвечает за то, чтобы отряд все успевал вовремя.

6. Дежком - часы отряда.

7. При выходе из корпуса дежком проверяет, весь ли отряд вышел, собирает его у корпуса или коттеджа, подгоняет отстающих.

8. Дежком по первому слову вожатого собирает отряд на отрядном месте, проверяет, погашен ли в комнатах свет.

9. Дежком следит за чистотой на отрядном месте и чистотой в комнатах.

10. Вечером помогает вожатому укладывать отряд и еще полчаса после отбоя следит за порядком в отряде.

11. Девиз дежкома: «Вежливость и настойчивость».

Дежком не имеет права на срыв и несобранность. Он должен быть сдержан и доброжелателен. И весь отряд должен поддержать его. Нового дежкома выбирают на вечернем огоньке, но дежурить он начинает утром, чтобы у него было время подготовиться, настроиться. Дежком может стать отличной поддержкой вожатому. И если вы сумели добиться доброжелательных отношений в вашем отряде, то от желающих быть дежурными командирами не будет отбоя. Но если ребятам не понравится эта система, не стоит ее навязывать и назначать дежкомов самим.

Переходящие призы – могут стать отличной традицией вашего отряда. Такие призы можно придумать сразу в начале смены или по ходу отрядной жизни. Призы вручаются на вечернем огоньке каждый день. Всегда приятно получить медаль «Самому веселому» или «Самому обаятельному». Самая чистая палата тоже может быть отмечена.

Имидж отряда - это неповторимый внешний образ отряда, отличающего его от других отрядов.

К таким внешним приметам отряда относятся:

- название отряда, которое должно нравиться ребятам и отражать характер, содержание деятельности;

- девиз отряда - краткое афористическое выражение, которому дети следуют в своей деятельности;

- отрядная песня и любимые песни отряда — вечерние, костровые, лирические, шуточные и другие;

- элементы одежды, с преобладанием какого-либо символа, элемента, цвета в них (пилотки, жилетки, майки, галстуки, пояса и другие);

- законы отрядной жизни, которые могут быть традиционными, передаваться от смены к смене, а могут появляться в процессе жизнедеятельности отряда («Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня»; «Творить - твори, но меру знай, и в облаках ты не летай»; «Закон 0-0 для нас закон, без громких фраз нам нужен он» и другие);

- эмблема отряда - символический рисунок, отражающий сущность названия отряда и направленности его деятельности;

- игровые отрядные условности - сигналы, тайные знаки, знаки приветствия (устные, телесные и другие);

- оформление отрядного места (корпуса, комнат);

- отрядный уголок, отрядная газета, отражающие основные события жизнедеятельности отряда;

- особый почерк отряда в общелагерных делах (выпуск газеты для лагеря, шефство над младшим отрядом и другие).

Чем больше разных форм используете вы в своей работе, тем интереснее пройдет ваша смена, тем ярче ваш отряд будет выделяться, тем больше гордости за свой отряд испытают ваши дети. А если кто-то из ваших ребят пожалеет, что не попал в другой отряд, тут не обижаться надо, а думать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: