Человек продвигается не только по социальной (повышение статуса, увеличение дохода), служебной (продвижение в должности), но и возрастной лестнице (старение). Если первые два типа восхождения сопровождаются скорее чувством радости, то второе больше связано с огорчениями, разочарованием и потерями.
Перемещение по возрастной лестнице во многом напоминает движение по социальной, только вместо должностей, новых мест работы и жительства здесь учитываются периоды жизни. В первой половине жизни, когда происходит взросление человека, такое движение напоминает восхождение вверх, а во второй — спуск по ступенькам вниз, поскольку старость представляет собой, помимо всего прочего, расставание со все большим числом социальных статусов, которые были приобретены в трудоспособном возрасте.
Перемещение по социальной (повышение статуса, увеличение дохода) и служебной (продвижение в должности) лестнице, в отличие от продвижения по возрастной (старение), сопровождается скорее чувством радости, а не горести и огорчениями в связи с уходящими годами (рис. 17).
|
|
43 См.: Огонек. 1997. № 39.
Перемещение по возрастной лестнице сопровождается:
1) биологическими изменениями организма;
2) психологическими кризисами;
3) нравственным взрослением и изменением мировоззрения;
4) обретением новых социальных статусов, предписанных обществом
каждому следующему возрасту.
Рис. 17. Возрастная лестница. Человек продвигается не только по социальной, но и возрастной лестнице
Каждому возрасту присущи свои особенности. Траектория человеческой жизни намечается уже в зародышевой клетке, а в дальнейшем она протекает благодаря уникальному взаимодействию трех факторов: генетического наследства, культурной среды, обстоятельств жизни, — комбинация которых у каждого своя определяет неповторимость индивидуальных судеб.
В детстве ребенок проходит трудный путь познания мира, формирования личности, постоянно сталкивается с внешними препятствиями, ограничениями своей активности со стороны взрослых, собственной беспомощностью, неумением выразить свои чувства и стремления. По данным западных психологов, даже в процветающих США большинство детей чувствуют себя психологически неблагополучными, и чтобы в дальнейшем создать в себе чувство «о'кей», требуется большая внутренняя работа, которая удастся не всем.
И юность сулит отнюдь не только блага. Нахождение своей идентичности и связанного с ней места в жизни, преодоление многочисленных социальных препятствий — это те обычные и распространенные проблемы, которые, однако, преодолевают далеко не все. В юности крайне болезненно воспринимаются такие удары судьбы, как невозможность поступить в выбранное учебное заведение, невозможность устроиться на интересную и хо-
|
|
рошо оплачиваемую работу, разочарования в любви, неспособность соответствовать социальным ожиданиям, которые часто нереальны, но молодые люди этого еще не понимают.
Зрелые годы обычно омрачаются борьбой за существование, конкуренцией, неудовлетворенным амбициями, конфликтами в семье, несбывшимися надеждами в отношении детей, материальными проблемами. И это далеко не полный перечень возможных ударов и неудач, которыми сопровождается жизненный путь большинства людей.
По мере движения по возрастной лестнице, при переходе от зрелости к
старости нерешенные проблемы все острее заявляют о себе.
В старости изменяется характер человека: уменьшается энергичность, появляется осторожность, бережливость, а иногда и скупость. По мнению многих ученых, в старости обычно заостряются те черты, которые были у человека и раньше, поскольку ослабление контролирующей функции коры головного мозга обнажает то, что человек старался скрывать. Становится более заметной раздражительность, болтливость, жадность, все то, что раньше удавалось сдерживать или маскировать.