Отложенные проблемы жизненного цикла

Переход от одного этапа жизненного цикла к другому нередко пережи­вается как психологический кризис, во время которого человеку приходится осмыслить пройденный путь, менять представления о себе и мире, коррек­тировать дальнейшие цели и планы.

По мнению К. Юнга, возможность застыть на одной фазе развития чрез­вычайно велика44. У среднестатистического индивида больше вероятности остановиться, чем успешно перейти на следующую стадию. И тот, кто уме­ет последовательно и во время переходить с одной фазы на другую, изменять самосознание и модели поведения в соответствии с изменившимися усло­виями, является скорее исключением, чем правилом.

При неудачном переходе проблемы, не решенные на предыдущей стадии жизненного цикла, дают себя знать на последующих, создавая дополнитель­ные трудности для развития личности. Так, если человек не смог разрешить юношеский кризис идентичности, то проблема остается. Ее все равно при­дется решать в будущем, но сделать это станет гораздо сложнее. Тот, кто в молодости не определил свое призвание, не выбрал подходящую профессию, не вступил в брак, на следующем этапе столкнется с еще большими трудно­стями при решении проблемы.

Для взрослого человека приходится не только совершенствоваться в профес­сии, но и учиться быть воспитателем своих детей. От взрослого человека тре­буются иные личностные качества, например, очень жесткий самоконтроль, управление своими эмоциями, основа которых должна сформироваться в молодости. Если человек не решил этой важной задачи в соответствующее время, то во взрослой жизни ему придется гораздо труднее, чем могло бы быть. К примеру, современный бизнес требует уравновешенности, умения держать данное слово, контролировать эмоции, рационально мыслить, проявлять гиб-

44 Юнг К.Г. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. М., 1996. С. 185-203.

кость в выборе целей и средств их достижения, твердых моральных принци­пов, реалистического взгляда на вещи, адекватной самооценки, критичности по отношению к себе и других качеств, которые сформировались не у всех юношей. Рано или поздно среда бизнеса их отторгает. Именно бизнес обна­жает парадоксальное явление: стремясь к высоким результатам, человек не мо­жет их достичь по причине отсутствия необходимых личностных качеств. Далее такие вещи, как выгодные знакомства и блат, возникают только у тех, кто развил в себе прекрасные коммуникативные качества. Замкнутые и необщи­тельные юноши, равно как грубые и невоспитанные, имеют меньше шансов преуспеть в бизнесе. Им не удалось успешно завершить свою стадию социа­лизации.

Многие люди, будучи зрелыми по воз­расту, не являются таковыми в психоло­гическом и социальном отношении. Для них решение ряда задач переносится на следующий этап жизненного цикла. Взрослый человек как бы заново проходит детскую социализацию. Воспи­тывая детей, он узнает сложности родительской роли, которые не понимал, когда сам был ребенком. Он учит сына слушаться родителей, т.е. делать то, чего, возможно, никогда не делал сам. Отец требует от сына уважения к себе как родителю, хотя в свое время по отношению к своим родителям он и не проявлял особого послушания.

Повторная детская социализация родителей в процессе воспитания сво­их детей отличается от исходной социализации своей осмысленностью и другим распределением ролей. Но далеко не всегда у взрослых людей фор­мируются нужные качества. Можно сказать, что общество и родители задер­жались с их воспитанием. И вот мы видим вздорных и взбалмошных взрос­лых, ведущих себя точно так же, как четырехгодовалый ребенок. Во главу угла они ставят собственное мнение и эгоистический каприз. Их взросле­ние затянулось, задачи предыдущих стадий не решены. Чему они могут на­учить собственных детей, что передать им? Как воспитать хороших детей, не будучи таким человеком? Как сформировать интересный круг общения, если сам не представляешь интереса для других людей?

Из взрослых успешно не завершивших детскую и юношескую социализа­цию часто вырастают неудачные агенты социализации, не способные вырас­тить хороших детей. Данные эмпирических исследований показывают, что неудачники взрослые происходят из неполных семей, оттуда, где родители пьют, избивают детей, непристойно выражаются, где забросили воспитание детей. Чем больше в населении удельный вес таких взрослых, тем менее здо­ровым его надо считать, тем выше вероятность того, что проблемы социали­зации не решены в масштабах всего общества, а не только отдельных семей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: