Поколение битников и хиппи

В конце 1950-х американскую молодежь захлестнуло увлечение рок-н-роллом. Вышедшие в 1957 г. пластинки Элвиса Пресли, в частности «Тутти-футти» и «Джешхаус-рок», звучали по всей стране. Эта музыка стала симво­лом нового поколения, которое отвергало культуру своих родителей с ее мещански оптимистичной моралью и потребительские интересы среднего класса. Рок-н-ролл вырос из негритянского стиля «ритм энд блюз» как ан­типод легковесной «слащавой» музыки середины века. Крупные фирмы грамзаписи вначале не брали в расчет альтернативный музыкальный рынок. К кумирам молодежи принадлежали Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард, Билл Хейли и др. Однако эту альтернативную культуру скоро поставили на коммерческие рельсы и она во многом утратила свое очарование.

Главные битники — Керуак, Берроуз, Гинзберг — оставили богатое идей­ное наследие, горячо воспринятое другим поколением бунтарей — хиппи. По большому счету, Керуак предсказал их появление: «Нужно, чтобы мир заполнили странники с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться всеобще -

Название составлено из титулов двух культовых кинофильмов «Забриски Пойнт» (режиссер М. Ан-тониони) и «Easy Rider» — «Беспечный ездок» (режиссеры Г. Фонда и Д. Хоппер).

му требованию потребления продукции... Передо мной встает грандиозное видение рюкзачной революции, тысячи и даже миллионы молодых амери­канцев путешествуют с рюкзаками за спиной, взбираются в горы, пишут стихи, которые приходят им в голову, потому что они добры и, совершая странные поступки, поддерживают ощущение вечной свободы у каждого, у всех живых существ».

Поскольку молодежная субкультура на Западе раньше всего появилась в среде рабочего класса, она долгое время носила черты социального протес­та. Первыми на путь протеста против «хорошего вкуса и изысканных манер» вступили битники, а позже и их духовные преемники хиппи.

Поколение битников 1950—1960-х гг. американцы старшего поколения на­зывали людьми «без морали», культуры и нравственных устоев. Они беззастен­чиво попирали нравы и обычаи амери­канского общества. С тех пор понятие «битники» ассоциируется с усталым, разбитым, разочарованным поколени­ем. Исследование Д. Смита и Ф. Рид-жнея позволяет по-новому взглянуть на истоки молодежной субкультуры.

В представлении обывателя битник предстает бездарным, немытым, гру­бым и преступным подростком. Ему нет места в добропорядочном обществе. Однако социологическое исследо­вание, проведенное Фрэнсисом Риджнеем и Дугласом Смитом21 в колонии битников под названием «Богемия», не подтверждают распространенное мнение. Из 200 битников, построивших недалеко от Сан-Франциско изо­лированное сообщество со своеобразной субкультурой, ученые отобрали 51. Использовались три метода: включенное наблюдение, интервью и психоло­гическое тестирование (ТАТ). Кроме того, Риджней составлял жизненные истории респондентов. Ученые прожили в колонии три месяца, а затем вер­нулись сюда через год (1958—1959).

Ученые исходили из того, что даже сообщество, члены которого отрица­ют нормы доминирующей культуры, а свою жизнь тратят бесцельно, долж­ны руководствоваться в повседневной деятельности какими-то правилами. Они-то и формируют то, что принято называть субкультурой. Смит и Рид­жней выдвинули гипотезу: люди, которых именуют нонконформистами, на самом деле большие конформисты, чем принято считать. Отвергая нормы общества, они тщательно соблюдают нормы своей группы. Оказывается, в своей повседневной жизни битники вели себя так, как о том повествовало обыденное представление: проводили большую часть времени в барах, где с увлечением читали и слушали стихи и джаз, до утра дискутировали. Обыч­ные темы для жарких диспутов: «Кто убил Папу в Риме?», «Был ли Дональд Дак евреем?», «Кто такая МонаЛиза?». Молодые люди разбивались на фрак­ции, проявляли страстность и эмоции, исписывали лозунгами стены бара, пели и веселились.

21 Rigney F.J., Smith D.L. The Real Bohemia. N.Y., 1961.

Присмотревшись поближе, социологи обнаружили элементы субкульту­ры битников, в частности, собственный жаргон, который позволял им от­личать «своих» от «чужих». Слово «хлеб» обозначало деньги, «лопата» — негра, «гадюка» — марихуану, «работа» — джазовую импровизацию и сексу­альную связь. Колония коллективно отмечала дни рождения, свадьбы и даже общенациональные праздники. Правда, со своей спецификой. Допустим, на День благодарения рядом с традиционной индейкой свободно лежала ма­рихуана. А свадебные обряды они выполняли вполне на приличном уров­не, но интересней и с большей выдумкой, чем в «большом обществе».

Удивило ученых и другое: 58% опрошенных мужчин постоянно брились, 42% повседневно носили строгие деловые костюмы. Лишь 28% женщин позволяли себе ходить в потертых или слегка неряшливых платьях. Когда изучили ценностные ориентации колонистов, то выяснилось, что на первые места они ставят нонконформизм, интерес к искусствам, умение не пока­зывать свое интеллектуальное превосходство, индивидуальность. На послед­нем месте остались артистические способности, атеизм, неумеренность и экстремизм. Многие в колонии занимались искусствами, но не всем удалось достичь высокого профессионального уровня. Лишь один умудрялся в ме­сяц зарабатывать на абстрактных картинах по 600 долл.22

Битники — усталое, разбитое, разочарованное поколение

Секс и наркотики были не столь распространенными признаками бо­гемской колонии. Из числа опрошенных 23 были женаты и еще 13 жени­лись в период проведения исследования. Большинство имели добрачный половой опыт со своим будущим партнером. Правда, тайный адюльтер был редким явлением в маленькой колонии, где все на виду. Также редким был гомосексуализм. О сексуальной свободе в колонии больше говорили, чем допускали ее на практике. Курением и алкоголем колонисты не брезгова­ли. Но выпивали по тем же самым поводам, что и везде: праздник, день

2 Rigney F.J., Smith D.L. The Real Bohemia. N.Y., 1961. P. 34-49.

рождения, для расслабления. Марихуану пробовали все, но регулярно употребляли немногие.

Исследование показало, что битники были такими же людьми, как и большинство американцев. У них те же потребности, заботы и страхи, они также хотели общаться, дружить и любить. И в этом смысле их нельзя рас­сматривать как изолированный островок в огромном океане общества. Тем не менее у них сформировалась оригинальная субкультура со своим языком, эстетическим вкусами, этическими ценностями и формами интеллектуаль­ной деятельности.

В действительности они оказались очень чувствительными к несправед­ливости и социальным болезням обще­ства молодыми людьми. Они стреми­лись создать «маленький порядок в большом беспорядке», радикально пе­ределать этот мир. Большинство при­шли в колонию за свободой. Но то бы­ла свобода от личных проблем и забот Многие колонисты обладали слабой нервной системой, наблюдались или лечились в психбольницах и клиниках. Общие проблемы (психологические травмы и враждебность к большому обществу) помогли сформироваться особой культуре, особым правилам и обычаям. К их числу надо отнести необычное для среднего американца рав -нодушие к деньгам, предпринимательству, успеху и внебрачные связи23.

Исследование Смита и Риджнея имело исключительное значение. Оно состоялось в конце 50-х гг. в Сан-Франциско, а в 1966 г. этот город получил известность как столица мира «хиппи». Данные об их предшественниках битниках в дальнейшем очень помогли науке. Новые исследования социо­логов культуры касались уже хиппи.

Американский социолог Левис Яблонски24, изучавший субкультуру хип­пи, обнаружил не менее любопытные факты. Хиппи были похожи и в то же время отличались от своих предшественников битников. Во-первых, это были выходцы из среднего класса, во-вторых, они были моложе и гораздо более многочисленны, нежели битники. На смену отдельным колониям битников пришло широкое движение хиппи. Они создавали колонии в де­ревнях, селились в центре некоторых крупных городов, в частности, в пар­ке Золотые ворота (Сан-Франциско). Хиппи с большим оптимизмом смот­рели на возможности изменить прагматические ориентации «буржуазного общества», исповедовали смешанную философию, в которой эклектически соединились элементы верований американских индейцев, буддизма и ан­тичной восточной мысли. Они черпали свои идеи отовсюду, даже из викто­рианской Англии.

Л. Яблонски как-то взялся подсчитать численность хиппи и вот что у него получилось. Твердых сторонников хиппизма в США было более 200 тыс. человек, нетвердых — еще 200 тыс., сотни тысяч скрытых хиппи и несколь-

23 Rigney F.J., Smith D.L. The Real Bohemia. N.Y., 1961. P. 34-49.

24 Yablonsky L. The Hippie Trip. N.Y., 1968.

ко миллионов сочувствующих им25. Историки отмечают, что движение хиппи оказало огромное влияние на развитие всей современной культуры.

Как считает С. Кузнецов, хиппи были первым массовым молодежным движением (битники не идут в счет в силу своей малочисленности), сказавшим твердое «нет» протестантской трудовой этике. «Бэби-бумеры» (поколение 1946— 1960 г.р.), выросшие в обществе изобилия и смотревшие телевизор по шесть часов в день, не собирались горбатиться «в поте лица своего», зарабатывая на социальный престиж и дорогой автомобиль, а на хлеб свой насущный можно было заработать без особых усилий. Взамен идеи труда как божественного завета пришла идея индивидуального договора с Богом, а взамен корпоративной этики — идея индивидуальной свободы и ответственности26.

Битников — «разбитое поколение» 50-х гг. некоторые авторы считают самым революционным поколением XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: