Хиппи, йиппи и яппи

Три ключевых термина, обозначающих направления и целые поколения в молодежной субкультуре США второй половины XX в., пишутся почти одинаково, но значат совершенно разные вещи: hippies (хиппи), yuppies (яппи) и yippie (йиппи).

Яппи — зажиточные жители американских пригородов, молодые юрис­ты, врачи, бизнесмены и менеджеры. Йиппи — бунтующая часть американ­ской молодежи достатка ниже среднего и просто низкого. Первые все уси­лия прикладывают к добыванию денег и обогащению, вторые демонстратив­но отказываются от них и угрожают разрушить мир богатства и насилия.

Между ними расположены хиппи — мирные «психоделики», ведущие тихий и безобидный, в большинстве своем, образ жизни, несовместимый как с буржуазной пресыщенностью яппи, так и с насилием и радикализмом йиппи. При этом йиппи считаются лево-радикальным крылом массового молодежного движения 1960-х, известных как хиппи. Хиппи появились в конце 1950-х — начале 1960-х гг., их боевой авангард йиппи — в 1968 г., а социальный антипод тех и других, яппи, возникли только в 1980-е гг. В такой последовательности они возникали как социальные явления, но последовательность терминов была несколько иной. Джерри Рубин и Эбби Хоффман придумали акроним «йиппи» для своей партии «Youth International Party» в конце 1967 г., вслед за писателем Майклом Феллоном, запустившим в обиход слово «хиппи» в 1966 г.27.

Хиппи начали с того, что отрицали буржуазную мораль, состарившись, они превратились в респектабельных бизнесменов, но уже старшего поко­ления. Появившиеся позже них яппи, которые возвели в культ благополу­чие и буржуазные ценности, представляют собой скорее не детей, а младших братьев хиппи. Настоящие дети хиппи — разочарованное и циничное Generation X. Таким образом, историческая спираль молодежной субкульту­ры в США, совершив крутой вираж в начале 1960-х в сторону отрицания массовой (буржуазной) культуры послевоенной американской молодежи, в

25 Yablonsky L. The Hippie Trip. N.Y., 1968. Кузнецов С. Певцы неизвестного поколения // Иностранная литература. 1998. № 3. Козлов А. Грань 60-х и 70-х — загадка взрыва контркультуры (www.musiclab.ru).

конце 1960-х и начале 1970-х развернулась еще раз — теперь уже в сторону радикального вызова всей американской культуре (движение йиппи), и, наконец, повернула в противоположную сторону после появления городских яппи — «новых новых русских» на американский манер. Произошло то, что описывал в свое время Гегель, а именно отрицание отрицания. Культурный переворот хиппи, намерение очистить Америку от «буржуазной заразы», осуществлявшийся хиппи на протяжении 10 лет, с треском провалился. Новое поколение с удовольствием восприняло буржуазные ценности и пре­вратило их во вполне респектабельный и уважаемый культ. Галлюциноген­ных хиппи сменили сюрреалистические йиппи, которых в конечном итоге вытеснили добропорядочные яппи.

Яппи — молодые люди (половая при­надлежность не имеет значения), как пра­вило, жители крупных городов, с хорошим образованием и стабильным достаточно вы­соким заработком, занятые высококвалифи­цированным трудом, служащие в корпо­ративном бизнесе, амбициозные, следящие за собой и лояльно настроенные поли­тически. Термин появился в Америке в на­чале 1980-х на закате движения хиппи и на пике экономического подъема. Возможно, название подогнано специально в контру хиппи: hippiesyuppies.

Разумеется, такие люди существовали и раньше, скажем, в 1920-е или 1950-е гг. Были они и среди шестидесятников. Когда Америку заполнили молодежные мятежи и подавляющая часть молодежи увлекалась хиппизмом, наркотика­ми, ничегонеделанием, сексуальной революцией, атеизмом. С такой моло­дежью, будто бы решило старшее поколение, Америке не по пути. Необхо­дима «новая американская идея», отвечающая исконным ценностям проте­стантского общества. И она была найдена. На щит подняли подтянутого, трудолюбивого, рационально мыслящего и очень привлекательного карье­риста. Уже само перечисление новых ценностей показывает, насколько Аме­рика устала от радикалистских увлечений, хаоса и необузданной демокра­тии хиппи. Страна развернулась на 180 градусов и обрела новый образ молодого поколения. Для романтиков 1960-х гг., поклонников психодели­ческой революции бизнесмен в костюме-тройке и галстуке был олицетво­рением зла. Теперь он стал воплощением надежды Америки. Таким образом, социальный тип и социальный образ возникли вовсе не случайно, они отвечали жизненным запросам этого общества. Возможно, что именно яппи стало первым в истории Америки социальным образом поколения, который выковывался правительством и СМИ, телевидением и рекламой. Ничего по­добного раньше не происходило: образ ковбоя середины XIX в., джентльме­на конца XIX в. или хиппи середины XX в. формировались сами собой, воз­никали стихийно как логическое продолжение изменений в образе жизни целой нации или больших социальных групп.

Прагматичные, воспитанные яппи — полная противоположность анар­хичных «детей цветов», хотя многие из «новых профессионалов» в юности

носили длинные волосы и курили травку. Во всем мире именно яппи состав­ляют костяк среднего класса.

Яппи зародились в эпоху Рейгана и экономического бума начала 1980-х гг. как антитеза предшествующему поколению хиппи середины 1960-х. Сами же хиппи вышли, как известно, из битников, которые появились в 1950-е гг. как антитеза послевоенному среднему классу, быстро расширяющемуся об­ществу потребления и возникшей на их базе массовой культуре. Совершил­ся полный оборот исторических часов: яппи — это возвращение молодежи назад к среднему классу и отцовским ценностям.

Хиппи, йиппи и яппи — три субкультурных исторических типа американ­ской молодежи — никогда или вряд ли когда составляли подавляющее боль­шинство американцев своей возраст­ной когорты. Некоторые авторы склонны думать, что они вообще со­ставляли меньшинство своего поколе­ния, хотя и самое яркое, выразитель­ное. Самыми малочисленными среди них были йиппи. За короткое время их существования наберется несколько сот или тысяч их представителей. Сравнивать между собой по численно­сти хиппи и яппи весьма непросто, по­скольку точных статистических данных нет. Косвенные сведения и прибли­зительные оценки указывают скорее на их приблизительное равенство. Ти­моти Лири, автор одной из первых статей о яппи, предлагает подробнее разобраться с тем, что происходит с самой влиятельной группой человечес­ких существ на планете — с 76 млн материалистически ориентированных и высокообразованных американцев в возрасте от 22 до 40 лет. Такой автори­тетный источник, как Newsweek, называет цифру яппи в 1,2 млн чел., а не менее солидный American Demographics полагает, что яппи не превышали 5% от общей численности поколения baby boomers, т.е. составляли 4,2 млн.28 К поколению baby boomers, как известно принадлежали обе социальные группы — яппи и хиппи. Мы знаем также, что повзрослевшие хиппи-бун­тари превращались в респектабельных бизнесменов и менеджеров, т.е. плав­но перетекали из хиппи в яппи. В результате точные данные о тех и других наука, видимо, никогда не получит. В широком смысле, если учитывать толь­ко внешние признаки каждой социальной категории, то количество хиппи надо увеличить в несколько раз (сюда мы прибавим Западную и Восточную Европу, СССР и другие страны, где существовали хиппи в 1960—80-е гг.), а количество яппи и того больше. К преуспевающей молодежи, а это лишь внешний признак, не связанный с самоидентификацией, относится все воз­растающая часть среднего класса в большинстве стран мира, вставших на индустриальный путь развития.

Многие нынешние яппи откровенно признаются в том, что раньше они были самыми натуральными хиппи. «Редкий нынешний яппи, особенно если это житель крупного города, а не энергичный провинциал, не был ког-

Manning J. Yuppie Culture (http://eightiesclub.tripod.com).

да-то хиппи. Или хотя бы имел друзей-хиппи, или старался быть похожим на хиппи во время каникул, или просто носил какой-нибудь хипповский прибамбас типа фенечки на запястье или ремешка на голове... Путь из хип­пи в яппи оказался подозрительно коротким. За какие-нибудь лет семь-во-семь мы сменили не только гардероб, но и образ жизни и систему ценнос­тей»29. Многие экс-хиппи с ностальгией вспоминают свою юность, хотя и не собираются отказываться от преимуществ нынешнего статуса. Трудно­стям и проблемам перехода из одной субкультуры в другую, из хиппи в яппи, посвящен фильм «The Big Chill» (1983) Лоуренса Касдана, который сам при-

Врезка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: