Вторая фаза кризиса

Начиная с момента побега, под воздействием описанных выше механизмов у подростка нарастает чувство вины, опасение быть отвергнутым навсегда, осознается неподготовленность побега и неприспособленность к реалиям жизни. Переживший побег подросток оказывается в ситуации, когда утрата близких, родственников и друзей, имущества и жилья приводят к разрушению привычного жизненного уклада, полному или частичному разрушению среднесрочных и долгосрочных планов на будущее. Психологическая ситуация подростка во второй фазе характеризуется следующими элементами:

1. Поиск смысла события, связи с «картиной мира».

В соответствии с теорией атрибуции Келли и Хайдера, люди склонны приписывать любым событиям в жизни причины, объясняющие их происхождение, даже таким, например, как появление первого больного гриппом осенью. Подростки в этом отношении отличаются от «нормальных людей» тем, что в силу недостатка жизненного опыта и знаний для них проблема поиска причины более болезненна. Приписанная событию причина должна выглядеть контролируемой, для успешной адаптации к событию важна уверенность подростка в том, что причина найдена, и он может ее контролировать, соответствует ли эта вера реальности - имеет третьестепенное значение. Следующим по значению фактором является уверенность, что причина, приписанная к событию, больше не действует, что ситуация «перед событием» и «сейчас» различаются качественно. Это позволяет создать в сознании «разрыв», позволяющий отнести событие к «прошлому». Это особенно важно по отношению к событию, переживание которого было травматизирующим.

Третьим по упоминанию, но не по значимости фактором является уверенность подростка в том, что первые успехи после перенесенной психической травмы являются результатом его собственных усилий. Если эта уверенность появилась, то укрепляется чувство контроля над последующими событиями. Эффект Келли (приписывание причин успеха себе, а причин неудачи - внешним обстоятельствам) дает хороший эффект в первое время после кризиса. В более отдаленной перспективе он, наоборот, может замедлить процесс выхода из кризиса. Отсюда следует простой вывод: тактика психолога в зависимости от обстоятельств должна меняться. А.Н.Дорожевец отмечает, что повторение кризисного события у тех, кто использовал внутреннюю атрибуцию, вызывает полное разрушение иллюзии контроля, итогом такого разрушения является переход к внешней атрибуции в форме «наказания за грехи», «кармы», «порчи и сглаза».

Как правило, подросток ощущает деформацию или утрату смысла существования вследствие частичного или полного разрушения «картины

мира». Многие психологи считают стремление к самоосуществлению главной движущей силой человека. Эта сила прямо зависит от способности индивида ставить перед собой цели, адекватные его внутренней сущности. Обладание такими целями - условие сохранения психического здоровья личности, ее интеграции.

2. Стремление восстановить чувство контроля над ситуацией и жизнью в целом.

Если это чувство не достигается длительное время, может
наблюдаться «бегство в прошлое», характеризующееся тем, что
эмоциональная поддержка, источник сил для преодоления кризиса
отыскивается в воспоминаниях о прошлой жизни, тех ее моментах, когда она
носила «безоблачный» характер. Со временем формируются идеализированные, не соответствующие истине «покрывающие воспоминания», что связано с действием механизмов вытеснения и замещения.

3. Достижение положительной самооценки.

Самооценка, в соответствии с теорией Л.Фестингера, является функцией социального сравнения. Подросток формирует самооценку, используя «сравнение, направленное вниз», то есть с теми, у кого «хуже», и «сравнение, направленное вверх», то есть с теми, у кого «лучше». В послекризисной ситуации, особенно для подростка, определяющим для самооценки является «сравнение, направленное вниз», то есть непременно должен быть кто-то, у кого «хуже», но мотивирующий компонент самооценки всегда связан со сравнением, направленным вверх, то есть полезно сравнение себя с теми, у кого «лучше». Этот аспект следует учитывать при формировании «групп поддержки» и любых формах групповой работы, чтобы не повредить механизм социального сравнения, используемый подростком. Прежде чем формировать чувство ответственности, необходимо задуматься о возможном усилении чувства вины.

Полная социально-психологическая реабилитация подростка, совершившего побег, происходит только при восстановлении им целостной «картины мира» и построении представлений о позитивном будущем, реалистичного плана действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: