Учет анатомо-физиологических особенностей
Объем двигательной активности резко снижается (недельная физическая нагрузка должна составлять не менее 8-9 часов – уроки физической культуры, тренировочные занятия).
Особенности методики физического воспитания:
1. Раздельное проведение уроков с юношами и девушками.
2. Уроки физической культуры приобретают тренировочный характер.
3. При выборе средств, методов и форм важно учитывать функциональные возможности для интенсивной работы юношей и девушек. Показатели ЧСС и артериального давления у юношей восстанавливаются быстрее, чем у девушек, следовательно, юноши лучше переносят физические нагрузки.
4. При организации занятий с юношами целесообразно проводить занятия на местности, в нестандартных условиях, с максимальными волевыми и физическими нагрузками (подготовка к службе в армии).
5. Для девушек практическая значимость физических упражнений направлена на воспитание грациозности движений, развитие мышц, участвующих в выполнении функций материнства.
|
|
6. Соотношение практических методов – сокращение доли игрового и увеличение доли соревновательного методов.
7. Увеличивается доля упражнений сопряженного воздействия при развитии физических качеств и координационных способностей, а также на одновременное совершенствование техники двигательных действий и физических качеств.
8. Особенности методики развития физических качеств:
а) при развитии физических качеств особое внимание уделяется развитию силовых способностей и выносливости;
б) параметры нагрузки направлены на поддержание и повышение достигнутого уровня развития физических качеств;
в) параметры характеризуются уменьшением объема нагрузки, при сохраняющейся интенсивности.
Учет психологических особенностей
Повышая физическую нагрузку (у старших школьников высокая работоспособность), следует создавать ситуации, требующие проявления волевых качеств – настойчивости, решительности, самообладания. Также необходимо поощрять проявление инициативы, самостоятельности. Учителю нужно использовать тактику сотрудничества, стараться внедрять ученическое самоуправление.
Основные средства физического воспитания старшеклассников:
1. Гимнастические и акробатические упражнения – ОРУ с предметами и без; акробатические, на снарядах, ритмическая гимнастика (до 30% бюджета времени).
2. Легкоатлетические упражнения – бег, кросс, челночный бег, прыжки в длину и высоту, метания.
3. Лыжная подготовка – повторное прохождение отрезков для развития быстроты и выносливости, эстафеты.
4. Плавание –повторное проплывание 25, 50, 100 метров; плавание в умеренном темпе 600 метров; игры на воде.
5. Элементы единоборств для юношей – силовые упражнения и единоборства в парах; подвижные игры с основами единоборств; приемы самостраховки; борьба лежа и стоя; учебные схватки.