Физкультурные минутки для младших школьников
На уроках с элементами письма
Требования к физминуткам:
- они должны проводиться на начальном этапе утомления (8-11 мин. занятия), так как более позднее их проведение не дает желаемого эффекта;
- содержание физминуток может органически сочетаться с программным содержанием занятия, урока;
- упражнения для физминуток должны быть занимательны, хо-рошо знакомы детям;
- комплексы физминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания;
-необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно результативность.
Физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движения под текст стихотворений.
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
И. п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо,
2 - и. п., 3 - поворот головы налево, 4 - и. п., 5 - плавно наклонить
|
|
голову назад, б - и. п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.
И. п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак,
2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнения для снятия утомления с мышц туловища.
И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Упражнения для мобилизации внимания.
И. п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-4 хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 - медленный.
В рекомендациях "Минуты здоровья" предлагаются вниманию формы работы в учебно-воспитательном процессе, которые направлены на использование здоровьесберегающих технологий. Минуты здоровья можно отнести к таким технологиям. В отличие от традиционных физкультминуток они позволяют регулировать психическое состояние детей, оказывают положительное воздействие на физиологические процессы, снимают интеллектуальную и эмоциональную напряженность, формируют коммуникативные навыки детей.
Проведение минут здоровья в режиме дня детей дошкольного и младшего школьного возраста может способствовать решению более широкого комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. Многие упражнения и задания, входящие в комплексы минут здоровья, являются психотехническими приемами.
|
|
Оздоровительные задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении.
Педагог не допускает физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению;
- заботится о физическом и психологическом благополучии детей;
-доводит до понимания детей, что физические упражнения являются одним из источников крепкого здоровья.
Дети смогут:
- с удовольствием выполнять различные упражнения и двигательные задания в любую погоду и время года;
- заниматься физическими упражнениями, игрой в подвижные игры;
- осуществлять контроль за своим самочувствием в процессе выполнения физических нагрузок.
Воспитательные задачи направлены на развитие умственных и физических способностей.
Педагог формирует у детей потребность в результативных занятиях физическими упражнениями; целенаправленно развивает основные физические и нравственно-волевые качества; развивает положительные эмоции и дружелюбие, умение общаться со сверстниками; поощряет двигательное творчество и игровую деятельность.
Дети смогут научиться:
- сознательно относиться к выполнению различных физических упражнений и двигательных заданий;
- самостоятельно организовывать подвижные игры, используя свой двигательный опыт;
- подчинять свои желания общим требованиям и правилам при выполнении различных упражнений и игр.
Основные образовательные задачи направлены на овладение детьми определенным объемом знаний, умений, навыков о физических упражнениях и двигательных заданиях для их всестороннего развития.
Педагог расширяет у детей представления и знания о здоровом образе жизни;
- формирует у детей интерес к соревнованиям, конкурсам как форме максимального проявления их физических и психических возможностей;
- поощряет у детей стремление к выражению своих возможностей в процессе выполнения различных заданий;
- учит правильно оценивать свои силы;
- развивает у детей физические качества: силу, ловкость, выносливость, гибкость;
- закрепляет приобретенные навыки и умения, наблюдать, сравнивать и анализировать свои движения и движения сверстников;
- культивирует у детей ценностные отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям.
Дети учатся:
- уверено владеть "азбукой" движений;
- основам здорового образа жизни;
- ставить задачу и находить рациональные способы ее решения.
В основу рекомендаций "Минуты здоровья" положены принципы фасцинации (от англ. fascination - очарование) и творческой направленности (автор Л. Д. Глазырина).
Они помогут педагогу осуществлять деятельность, направленную на формирование мотивации к здоровому образу жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.