Равновесие на рынке товаров. Эластичность спроса и предложения

Тема 4. Спрос, предложение рыночное равновесие.

Сущность спроса и его виды. Закон спроса.

Предложение. Закон предложения.

Равновесие на рынке товаров. Эластичность спроса и предложения.

1. Спрос это количество товаров, которое покупатель хочет и может купить за определенный период времени (платежеспособная потребность).

Объем спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Если, например, законодательным путем устанавливается цена на бананы — 10 рублей за 1 килограмм, то спрос будет очень вы­соким. Однако очень мало продавцов захотело бы продавать бананы по такой цене. Поэтому фактический объем покупок оказался бы очень маленьким. Таким образом, объем спроса определяется только пове­дением покупателей, тогда как объем покупок - как покупателями, так и продавцами.

Сущность закона спроса состоит в обратной зависимо­сти между ценой товара и спросом на него при прочих равных услови­ях, т. е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, на­оборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Каковы же причины существования обратной связи между ценой и спросом?

1. Чем ниже цена, тем больше склонность людей, ранее покупав­ших этот товар, купить его еще.

2. Более низкая цена дает возможность людям, которые ранее не могли позволить себе покупку, приобрести этот товар.

Эти две причины называют эффектом дохода, т. е. снижение цены увеличивает покупательную способность населения.

Например, снижение цены на говядину позволяет купить ее больше тем, кто рань­ше покупал недостаточно, а также дает возможность приобрести ее тем, кто раньше не мог себе этого позволить.

3. Низкая цена на товар побуждает покупателей уменьшить по­требление более дорогостоящих товаров-заменителей.

Эту причину называют еще эффектом замещения. Например, при снижении цены на говядину у покупателей появляется стимул приобретать ее вместо более дорогостоящих свинины, телятины и пр.

Эффект дохода и эффект замещения совмещаются и приводят к тому, что спрос на товар увеличивается при снижении цены на него. Связь между ценой и спросом на любой товар может быть представ­лена в виде шкалы спроса на этот товар, которая представляет собой таблицу, отражающую обратную связь между ценой на товар, напри­мер, на бананы и спросом на него (прочие факторы остаются неизменными).

Таблица 1 – Шкала спроса на бананы (гипотетические данные)

Цена за 1 кг., руб. Недельная потребность в продукте семьи, состоящее из трех человек, кг.
  0,5
   
   
   

Из таблицы 1 видно, что у покупателей существуют намерения при­обретать бананы по данной цене, но не ясно, какая из четырех воз­можных цен реально существует на рынке. Спрос при этом должен относиться к определенному отрезку времени — дню, неделе, меся­цу, году, иначе нет смысла в сравнительном анализе.

Характерную для закона спроса обратную зависимость между количеством товара, которое потребитель желает и в состоянии купить по каждой из этих цен при неизменности прочих факторов, можно показать на графике с помощью кривой спроса. Обычно она явля­ется убывающей (рис.1).

Рис. 1. Кривая спроса.

Охарактеризуем кривую спроса:

1. Любой точке на кривой спроса соответствуют определенные значения двух переменных: цены и количества товаров, на которое предъявлен спрос.

2. Кривая спроса имеет отрицательный наклон, поскольку с ростом цены спрос падает.

3. Крутизна наклона может быть большей или меньшей, так как у различных товаров спрос неодинаков.

4. Сам по себе наклон кривой спроса — это графическая иллюстрация закона убывающей предельной полезности. По­лезность каждой новой потребленной единицы блага меньше, чем предыдущей, так как происходит насыщение потребности. Поэтому покупать больше товаров потребитель будет только по более низ­кой цене.

5. Движение вдоль кривой спроса означает изменение величины спроса, т. е. причиной изменения величины спроса является измене­ние цены на данный товар. Например, цена на услуги парикмахерс­ких увеличилась — число клиентов снизилось. Остальные факторы спроса остаются при этом неизменными. Если же эти факторы (неце­новые детерминанты) изменяются, то кривая спроса сдвигается либо влево, если спрос уменьшается, либо вправо, если спрос увеличива­ется. Тогда мы говорим об изменении спроса, или объема спроса.

Следует различать понятия «спрос» и «величина спроса».

Величина спроса – объем товара определенного вида, приобретенный на протяжении определенного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.

Информацию о возможных величинах спроса легко представить графически в виде кривой спроса. Она описывает картину спроса на данном товарном рынке, т. е. зависимость между ценой товара и объемами его покупок, возможными при различных уровнях цен.

Кривая спроса позволяет ответить на два вопроса:

1) какова будет величина спроса при различных уровнях цен;

2) как изменится величина спроса при некотором изменении цены?

Каждая точка на кривой — величина спроса на данный товар (возможное количество покупок) при определенном уровне его цены. Кривая спроса описывает все варианты величин спроса, которые возможны на рынке в данный момент времени. Их может быть очень много.

Поэтому когда нам надо описать общую ситуацию на рынке определенного товара, то удобнее становится пользоваться уже не термином “величина спроса”, а термином “спрос”.

Спрос – зависимость величин спроса на данном рынке от цен в определенный период времени.

На вопрос владельца магазина: “Сколько товаров покупатели готов будут у меня приобрести за месяц при цене 100 рублей?” — ответом будет информация о ВЕЛИЧИНЕ СПРОСА.

Если же он поставит вопрос по-иному: “Сколько товаров покупатели готовы будут у меня приобрести за месяц при различных уровнях цен на данный товар?", то ответом будет характеристика СПРОСА покупателей на данном рынке.

К основным неценовым детерминантам (факторам) спроса относятся:

1. Доходы потребителей. В отношении боль­шинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются то­варами высшей категории, или нормальными товарами: увеличе­ние дохода способствует увеличению спроса на мясо, фрукты, юве­лирные изделия, автомобили, шубы из натурального меха и т. д. Кривая спроса на эти товары сдвигается вправо. На товары низшей категории (маргарин, ношеная одежда, шины, бывшие в употреблении, и пр.) спрос изменяется в противоположном направлении от изменения дохода. С увеличением дохода спрос на эти товары сокра­щается. Кривая спроса при этом сдвигается влево.

2. Цены на взаимосвязанные товары. К взаимосвязанным относятся товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комп­лементарные товары). Товары называются взаимозаменяемыми, если изменение цены одного из них ведет к росту спроса на другой. К взаи­мозаменяемым товарам можно отнести медь—алюминий, сливочное масло - маргарин, говядина—свинина и т. д. В случае повышения цены на свинину кривая спроса на говядину сдвигается вправо. Товары называются взаимодополняемыми, если увеличение цены одного из них вле­чет за собой снижение спроса на другой: автомобиль — бензин, кофе в зернах — кофемолка, молоток — гвозди. В случае повышения цен на МР3-плейеры снижается спрос на компакт-диски (так как меньше людей будет покупать МР3-плейеры). Кривая спроса на компакт-диски сдвигается влево.

3. Вкусы потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей фор­мируются под влиянием предпочтений, принятых в обществе, обычаев, образования, моды, рекламы и т. д. При их изменении кривая спроса на отдельные товары может сдвигаться либо вправо, либо влево.

4. Ожидаемые в будущем цены и доходы. Например, спрос на автомо­били в данном месяце может быть выше при любых ценах, если ожида­ется рост цен в будущем месяце. Кривая спроса на автомобили сдвинет­ся вправо. Или другой пример: можно купить компьютер уже сейчас, если вскоре ожидается повышение заработной платы. При ажиотажном росте спроса в случае инфляции кривые спроса на многие товары сдви­гаются вправо.

5. Численность потребителей на рынке. Увеличение числа потре­бителей на рынке обусловливает повышение спроса. Так, повыше­ние рождаемости приводит к увеличению спроса на детские коляски, товары для детей, детские социальные учреждения и т. д. Кривая спро­са на эти товары сдвигается вправо.

В экономической теории принято различать индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, т.е. спрос группы лиц и совокупный спрос:

l Индивидуальный спрос каждого отдельного покупателя. В основном формируется на субъективной оценке покупателем полезности товара;

l Рыночный спрос - это спрос всех потребителей в масштабах рынка определенного вида товара или спрос группы потребителей;

l Совокупный спрос - общее количество конечных товаров и услуг всех видов, которое все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного периода при сложившемся уровне цен.

2.

Предложение товара — это количество товара, которое продавцы желают и мо­гут поставить на рынок в течение неко­торого периода.

По аналогии со спросом, предложение необходимо отличать от объема продаж. Допустим, законодательным путем цена на бананы была установлена 200 руб. за 1 кг. Тогда их предложение было бы очень большим, но так как немногие покупатели согласились бы покупать бананы по такой высокой цене, объем продаж был бы очень маленьким, т. е. предложение определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж — поведением как продавцов, так и покупателей.

Сущность закона предложения состоит в прямой зависимости между ценой и количеством предлагаемого товара: с повышением цены предложение товара возрастает, а со снижением цены — сокра­щается, так как в случае роста цены производитель получает боль­ший доход (при неизменных издержках).

По аналогии со спросом, существует и шкала предложения, на основе которой на графике строят кривую предложения. Обычно она является возрастающей (рис. 2 ), так как показывает прямую связь между ценой и количеством предлагаемого товара. Повышение цены с Р0 до Р, приводит к увеличению предложения. При построении кривой предложения мы также исходим из того, что неценовые факторы, влияющие на предложение, остаются неизменными.

Рис. 2. Кривая предложения.

Охарактеризуем кривую предложения:

1. Положение и угол наклона кривой определяются главным об­разом издержками производства товара. Фирмы не будут постав­лять товар на рынок, пока цена не перекроет издержки на его про­изводство.

2. Кривая имеет положительный наклон (направлена вверх), по­казывая тем самым, что между ценой и предложением существует пря­мая связь.

3. При движении вдоль кривой предложения, например, из точки А в точку В изменяется величина предложения товара, т.е. причиной изменения величины предложения служит изменение цены на данный товар. Остальные факторы предложения остаются при этом постоянными. Если же эти факторы (неценовые детерми­нанты) изменяются, то кривые предложения сдвигаются либо вправо, если предложение увеличивается, либовлево, если предложение уменьшается. Тогда говорят об измене­нии предложения, или объема предложения.

К основным неценовым детерминантам предложения относятся:

1. Цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы уменьшает издерж­ки производства на единицу продукции и тем самым увеличивает доходы производителя (при неизменной цене). Кривая предложения сдвигается вправо. Например, снижение цены на кожу увеличивает предложение обуви, изготовленной из этого материала.

2. Технология производства. Любое усовершенствование техноло­гии создает (в конечном счете) возможности для удешевления про­изводства продукции, так как издержки на производство единицы продукции снижаются, а это, мы уже знаем, приводит к увеличению предложения. Кривая сдвигается вправо.

3. Налоги и дотации. Повышение налогов приводит к увеличению издержек на производство единицы продукции, а значит, к уменьше­нию предложения товаров. Кривая предложения сдвигается влево. Увеличение дотаций, наоборот, сдвигает кривую предложения впра­во, т. е. предложение увеличивается.

4. Цены на другие товары, выпускаемые той же фирмой. Фирма, выпускающая два вида товаров, сократит производство одного, если повышается цена на другой товар. Например, фирма производит фут­больные и баскетбольные мячи и при этом работает на границе своих производственных возможностей, т. е. полностью использует имеющи­еся ресурсы. Тогда при повышении цены на футбольные мячи фирма сократит производство баскетбольных мячей, увеличив производство первых. Кривая предложения баскетбольных мячей сдвинется влево.

5. Ожидания изменения цен. Производители могут ожидать изменения цен в будущем, и это в свою очередь может повлиять на их же­лание поставлять товары в настоящее время двояким образом:

• ожидание повышения цен на дорогостоящие товары, например, автомобили, может существенно сократить их предложение в данный момент. Кривая предложения автомобилей сдвинется влево;

• ожидание повышения цен в отраслях обрабатывающей промыш­ленности может побудить фирмы расширить производство этой продукции уже сегодня. Кривая предложения сдвинется вправо.

6. Число продавцов на рынке. Чем больше число продавцов, тем боль­ше предложение товаров. Кривая предложения сдвигается вправо.

7. Прочие. К ним относится увеличение спроса под влиянием рос­та доходов, рекламы и других маркетинговых мероприятий.

3.

Реальная цена на любом рынке и фактический объем покупок и продаж определяются в результате взаи­модействия спроса и предложения. Состояние экономики, при котором спрос и предложение совпадают, называется рыночным равновесием; объем спроса и предложения, а также цена, при кото­рой оно имеет место — равновесными объемом и ценой. На графике рыночное равновесие достигается при пересечении кривых спроса и предложения (рис. 3).

Рис. 3. Устойчивое рыночное равновесие.

Кривые спроса и предложения пересекаются в точке Е. В этой точке цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий S и D — точка Е, называется точкой равновесия.

Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.

Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).

Таким образом, рыночное равновесие — это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.

Рассмотрим сначала ситуация, когда цена на рынке будет выше равновесной цены. На рис. 3 этой цене будет соответствовать Р’ > Ре. При этой цене объем предложения составит Qs’, а объем спроса Qd’. Как видно по графику, объем спроса по этой цене будет меньше объема предложения, и производителям не удастся продать всю свою продукцию. На рынке образуется избыток товаров, который будет равен Qs’ — Qd’.

Производители, обнаружив у себя нераспроданную продукцию, начнут снижать цену своего товара до тех пор, пока объем спроса не станет равным объему предложения, то есть до уровня равновесной цены.

Если установившаяся на рынке цена будет ниже равновесной (Р’’ < Ре), то при этой цене объем спроса будет превышать объем предложения (Qd’’>Qs’’) и на рынке образуется дефицит товара, равный Qd’’ — Qs’’. В этом случае производители начнут повышать цену до уровня Ре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: