Русский | Толкование | Казахский | Английский |
Гипотеза | Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений | гипотеза | Hypothesis |
Эксперимент | Опыт | эксперимент | Experiment |
Предположение | Догадка, предварительное соображение | Дәлелдеу | Assumption |
Подтвердить | Признать правильность чего-нибудь | Дәлел | Confirm |
Догадка | Предположение о вероятности, возможности чего-нибудь. | Жүзеге асыру | Guess |
Обосновать | Подкрепить доказательствами | Justify |
Задание на СРС.Выучите определения специальной лексики. |
Задание на СРСП.Коллоквиум «Наука для общества». |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991
2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с
3. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.
4. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.
|
|
5. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.
Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема: | «Русский язык» № 126 История науки. Научный стиль. Характерные черты научного стиля. | Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна |
Прослушайте текст. Объясните значения слов посол, ставка, предместье, цитадель, шахристан, торгово-ремесленные ряды. Перепишите эти слова с толкованием. Составьте предложение со словом цитадель. |
? | Тараз называли |
А) «городом мастеров»
Б) «городом мудрецов»
В) «городом купцов»
? | Тараз представлял собой город |
А) классического образца
Б) современного образца
В) европейского образца
? | Окружность города составляла |
А) 40-40,5 км
Б) 4-4,5 км
В) в 400-400,5 км
? | В городе… |
А) печатались книги
Б) процветали ремесла
В) чеканились монеты
? | Город достиг расцвета в … |
А) IХ-ХII веках.
Б) ХХ-ХХI веках
В) ХVIII- ХIХ веках
? | Ответьте на вопросы: |
7. Что вы знаете об истории старинных городов Казахстана? | |
8. С каким историческим явлением тесно связана история Тараза? | |
| |
10. Как укреплялась окружность города? | |
11. В какой исторический период произошел расцвет города? | |
12. Какие еще старинные города Казахстана вы знаете? |
Перескажите прослушанный текст. |
Прочитайте текст. |
_________________________________________
Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производственную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научных знаний.
|
|
Непосредственные цели науки – описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле – теоретическое отражение действительности.
Оформление науки в качестве социального института произошло в ХIV - начале ХV вв., когда в Европе были образованы первые научные общества и академии и началось издание научных журналов. До этого сохранение, воспроизводство науки как самодеятельного образования осуществлялось преимущественно неформальным образом – путем традиций, передаваемых с помощью книг, преподавания, переписки и личного общения ученых.
¤ Озаглавьте текст.
? | Ответьте на вопросы: |
4. Что включает в себя понятие «наука»? | |
5. Опишите цели науки. | |
6. Когда произошло становление науки как части общественного знания? | |
7. В какой части света зародилась наука? | |
8. В каких разных значениях употребляется слово «наука»? | |
9. Как передавалось научное знание до описываемого времени? |
¤ Откуда, по-вашему мнению, взят данный текст? Какова задача автора текста? Переведите текст.
) | Составьте реплики вопросов диалога. |
А. - …?
Б. - Наука- сфера человеческой деятельности.
А. - …?
Б. - Непосредственные цели науки – описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности.
А. - …?
Б. - Оформление науки в качестве социального института произошло в ХIV - начале ХV вв.
А. - …?
Б. – Чаще всего неформальным образом – с помощью книг, преподавания, переписки и личного общения ученых.
¤ Чем отличается составленный вами диалог от ваших повседневных разговоров в кругу семьи и друзей?
¤ Составьте микротекст, используя отглагольные существительные
Познавать окружающий мир, проектировать новый комплекс, адаптировать научный текст, анализировать проблему, оснащать измерительной аппаратурой, использовать научные термины, усвоить научный стиль речи, употреблять слова в прямом значении, расширить сферу влияния, выполнить полученное задание, закрепить пройденную тему, сопоставить данные.
¤ К какому стилю принадлежит составленный вами микротекст? Докажите. Где он может быть использован: в личной беседе, в рекламном тексте, в официальном письме, в учебнике?
Разбившись на группы, дайте характеристику какой-либо науки. Попросите отгадать название этой науки.
¤ Подготовьте вопросы для дискуссии на тему «Наука: тяжкий труд или захватывающее увлечение?»
§ | Грамматический комментарий | ||
Научный стиль – один из функциональных стилей русского литературного языка, обслуживающий сферу науки. В научной речи доминирует функция сообщения, говорится о результатах исслдовательской деятельности. Обычная форма реализации этого стиля – монолог. Научный стиль неоднороден: в нем выделяются подстили. | |||
Прочитайте текст. В каком стиле он написан? Напишите отзыв. | |||
В современном мире наука занимает приоритетные позиции во всех основных областях общественной жизни. Сейчас ученый – это не гений-одиночка, движимый, прежде всего,своими интересами, а массовая профессия. Число ученых удваивается через каждые 15 лет. Ученые объединяются в крупные организации (академии наук, НИИ, университеты).
|
|
Достижения современной науки поражают воображение. Это успехи в познании микромира – таких как атом, молекула, клетка и др. и последнее достижение –рссшифровка генома животных и человека и возможность их клонирования. И в области познания макромира зафиксированы выдающиеся достижения: строение солнечной системы и космоса.
Прогресс в области научного познания стимулировал в середине 60-х годов ХХ века столетия потребность в систематизации опыта научного познания, в результате чего возникла новая наука – науковедение, наука о науке с ее основными разделами:
1. История науки: изучает процессы познания от созерцания и рассуждения в античном мире через период становления естественных наук в 17-18 веках нашей эры до их современного состояния.
2. Классификация наук: по пецифике объекта различают естсевенные и гуманитарные науки, а по цели познания – фундаментальные и прикладные науки.
3. 3 Взаимосвязи и взаимодействие анук в процессе их развития. Здесь выделяется процесс дифференциации наук – разделение целостного познания на части: философия как наука наук, в рамках которой изучались и физика, и математика, и риторика., а аткже процесс интеграции наук – биохимия, биофизика.
4. 4. Методология наук – учение о путях и способах научного познания окружающего мира и человеческого общества, исключающая мировоззренческий и субъективный фактор. Следует различать6 общую (философскую) и частную научную методологию
Общая методология, основанная на знании всеобщих законов природы и общества, существенна для всех наук.
Частная научная методология основан на знаниях обо особенностях объекта познания данной конкретной науки.
¤ Составьте словосочетания, используя отглагольные существительные.
Познавать окуружающий мир, проектирвоать новый комплекс, адаптировать научный текст, ананлизироваь проблему, оснащать измерительной аппаратурой, использовать научные термины, овладеть научным стилем речи, употреблять слова в прямом значении, расширить сферу влияния, выполнить порученное задание, зкрепить пройденную тему, сопостаит данные.
|
|
Просклоняйте:
И.п. научная картина мира
Р.п. ____________________________
Д.п. ____________________________
В.п. ____________________________
Т.п. ____________________________
П.п. ____________________________
¤ Напишите эссе на тему «Наука –двигатель прогресса».
Тесты для самоконтроля
25.Научный стиль обслуживает сферу
a) науки
b) обучения
c) производства
d) культуры
26. В научной речи доминирует функция:
a) рассуждения
b) общения
c) сообщения
d) разобщения
27. Обычная форма реализации научного стиля –.
a) пролог
b) диалог
c) монолог
d) полилог
28. Научный стиль неоднороден:
a) в нем выделяются апостили
b) в нем выделяются стили
c) в нем выделяются термины
d) в нем выделяют подстили