Святых Кирилла и Мефодия

24 мая Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, слушая евангельское повествование о самарянке, мы узнаем о том, что эта женщина, встретившая на своем жизненном пути Господа, не захотела сама остаться со своим открытием, со своей радостью, не захотела ее переживать в себе, а пошла к своим односельчанам, позвала их и сказала: «Вот я встретила Того, о Ком предвещали пророки». И если бы она не пошла к ним, то не было бы вокруг Господа уверовавших впоследствии самарян.

Так происходит всегда. «Вера, — говорит апостол Павел, — от слышания»[88]. Каждый человек, который имеет в своем сердце веру, может ее нести дальше. Если бы не было апостолов, не было бы тех людей, которые шли к людям, невзирая на опасности, трудности, препятствия, казалось бы, непреодолимые, мы не имели бы Слова Божия, не имели бы свидетельства Христова. Так задумал Господь, чтобы Его свет, Его огонь люди передавали друг другу, чтобы он шел от души к душе, от человека к человеку! Он Сам это поручил не только апостолам — Своим ученикам, но также каждому из нас. «Идите и научите все народы»[89].

Сегодня святая Церковь вспоминает двух людей, двух мужей, равных апостолам, которые сыграли немалую роль для нашей страны, потому что благодаря их трудам, их

усилию, их служению Слово Божие впервые внятно прозвучало на славянском языке. Я говорю о Кирилле и Мефо–дии, вернее — о Константине и Мефодии, потому что имя «Кирилл» он взял уже перед смертью, постригшись в иноческий чин.

Они жили давно. Они жили более чем за сто лет до Крещения Руси. Они жили в богатом городе Солуни, в греческом порту, куда съезжались люди со всех концов света. Этот порт принадлежал Константинополю — столице великой тогда Византийской империи, которая уже много веков исповедовала христианство.

По всем концам этой империи, в ее многочисленных и роскошных городах стояли храмы, часовни, памятники, монастыри. Сотни и тысячи икон, Евангелий, Библий наполняли Византийскую империю. Люди считали себя получившими Слово Божие; им оставалось только пытаться следовать заповедям Христа–Спасителя. И как всегда бывает, были среди этих христиан настоящие, а были ложные — те, которые только по имени себя называли христианами, а на самом деле продолжали жить как язычники.

Между тем, на севере образовалась другая большая империя, тоже христианская, ядро которой составляли германские племена, — большая империя германского народа. И вот между этими двумя большими странами, между рекой Дунаем и рекой Волгой кочевали, жили в лесах, деревнях, в городах многочисленные славянские племена — предки хорватов, болгар, чехов, русских, украинцев и многих других славянских народов.

В то время как в Германской империи и в Константинополе уже веками возносилось имя Христово, славянские племена оставались во тьме язычества. Кирилл и Мефодий, живя в своем городе, часто сталкивались со славянами: купцами, путешественниками, солдатами.

Оба (а они были родные братья) были детьми важного сановника, военачальника царского. И сам Мефодий, старший из братьев, служил офицером при византийском императоре. Перед ним была блестящая карьера, манящее для молодых людей будущее. Казалось, что им еще было нужно! Они были обласканы при дворе, оба были образованны, оба были окружены уважением, любовью с младенческих лет. Они могли стать генералами, сенаторами; они могли прославиться по–человечески, по–мирски. Но они избрали совсем другую славу. Они хотели служить не себе, не своему честолюбию, не своему тщеславию, а послужить только Самому Христу!

И оба, независимо друг от друга, отвергают жизнь при дворе, оставляют службу; Мефодий оставляет воинскую и гражданскую службу и становится священником; а Константин (Кирилл) становится философом, изучает книги, постригается в монастыре. И наконец Господь призывает их к главному подвигу их жизни. Что же это за подвиг? Нести дальше свет Христов тем народам, которые этого света еще не имели.

Мы сегодня привыкли перемещаться из города в город с огромной быстротой. Человек за несколько часов может долететь из Москвы до Дальнего Востока. Менее чем за сутки можно теперь обогнуть земной шар! Все стало проще, легче, безопасней. Но представим себе те времена, больше тысячи лет назад: беседуют братья со славянами, и те рассказывают им о своих землях, о широких долинах, о глухих лесах…

Странно подумать, что в тех местах, где мы сейчас живем, не было ни одного храма. В тех местах, где люди молились Небу, они молились перед изображениями каменных и деревянных идолов. В рощах перед старинными дубами, перед огромными, обросшими мохом валунами они приносили кровавые, а иногда человеческие жертвы. Верили в леших, русалок, домовых; верили в богов, которые обитают в реках, в деревьях, на пашне, в доме. Не было света Христова. И хотя Кирилл и Мефодий представляли себе, какие они, эти далекие, дикие для них, глухие края, все–таки не побоялись и решили отправиться в этот дальний путь.

Сначала, по поручению императора, они отправились в ближние места — в Крым, где уже были христиане и стояли храмы. Там они вели диспуты, то есть публичные собеседования с представителями ислама, с исповедниками Ветхого Завета. Множество различных народов обитало тогда в Крыму.

Христианство сюда было принесено еще во времена апостолов, но многие как бы охладели к нему, потеряли первоначальный жар своей веры. Кирилл и Мефодий захотели поднять дух этих людей и совершили свой просветительский подвиг: заново открыли мощи мученика Климента Римского, который был казнен язычниками в Херсонесе.

Давным–давно, в I веке, святой Климент был отправлен сюда в ссылку и потом казнен: его утопили в море, повесив на шею якорь. Вскоре после его смерти верующие достали его тело и положили в небольшой церкви на длинной косе, на полуострове. Потом церковь пришла в ветхость, и мощи оказались завалены камнями.

Кирилл и Мефодий достали эти мощи, разгребли обломки развалин и торжественно принесли в город останки первого святого, который кончил жизнь в нашей стране, где мы с вами живем.

А потом они отправились дальше, на запад, к границам нынешней Чехии и нынешней Болгарии. Но как проповедовать? Как возвещать Евангелие? Ведь я уже говорил вам, что апостол Павел учит: вера от слышания, а слышание от Слова Божия. Но слово Божие до сих пор существовало только на трех языках: на еврейском, греческом и латинском. Как же можно было читать его новым народам, которые не понимали этих языков?!

Немецкие епископы продолжали службу на латинском языке, и Слово Божие читали на латинском. Оно было непонятным! Слово Божие звучало как бы напрасно, как бы впустую. И тогда Мефодий и Кирилл задумывают смелое, неслыханное в те времена предприятие: перевести на народный славянский язык Священное Писание и Божию службу.

[Обрыв записи.]

24 мая 1981 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: