День всех святых

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Церковь сегодня празднует память всех своих святых — тех, которые были прославлены людьми, и тех, которые остались прославленными, но не людьми, а только перед лицом Бо–жиим. Это самое большое торжество!

Даже если бы сгорели все храмы, исчезли все украшения, которые делают их столь прекрасными, если б не осталось в мире ни одной иконы, мы бы все равно могли с вами радоваться и гордиться этим великим сокровищем Церкви — сонмом святых, которые свидетельствуют о том, что Евангелие может осуществляться в жизни! И то, что эти святые жили в разные времена, в разных государствах, что они принадлежали к разным сословиям, показывает, что нет пути человеческого, где бы не могла быть достигнута святость.

Что такое святость? Это любить Бога беззаветно и безраздельно, а через Него — любить и человека. Такая святость проходит через все двадцать веков истории Церкви.

И среди них есть убогие и нищие, которые не имели крова, ночевали на улицах, как преподобный Андрей Юродивый или преподобный Василий Блаженный; есть и такие, которым подчинялись княжества, государства, большие державы, — это многие равноапостольные князья, равноапостольные Ольга, Владимир, Александр Невский, Даниил Московский и другие. Святыми были ученейшие мужи, которые при жизни блистали своей образованностью; таковы были отцы Церкви: Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский.

Среди святых были и неграмотные пастухи, как Спиридон[92]. Среди них были мужчины и женщины, дожившие до глубокой старости, как, например, апостол Иоанн Богослов, и те, которые прожили всего лишь 7–10 лет, такие, как мученицы Вера, Надежда и Любовь. Среди них есть люди, которые отдали свою жизнь за исповедание веры Христовой, проявили мужество, проявили готовность стоять до конца. Среди них есть подвижники, которые молились за мир. Целый сонм!

Если посмотреть на века — какое радостное зрелище, столько людей, которые просияли, как звезды, на небосклоне Церкви. И когда мы думаем, как слаб человек, как он гадок, низок, недостоин — эта мрачная мысль сразу же развеивается, стоит только взглянуть на сонм святых, которые поддерживают надежду Церкви, что род человеческий не падет. Все внесли в нее свой вклад.

Люди с разных концов земли, каждый народ и каждая страна дали свое детище, своего святого. И поэтому лучшее, что есть в каждом народе, всегда воплощается в этом святом.

Так, святая Русь воплотилась в преподобном Сергии и в преподобном Серафиме. Самое лучшее в греческом народе воплотилось в греческих святых отцах, лучшее народов Италии — в сонме исповедников–мучеников. Черная Африка дала нам блаженного Августина, священномученика Киприана. У нас в каждой области есть свои святые. Скажем, татарский народ дал нам преподобного Пафнутия Боровского и благоверного князя Петра, царевича Ордынского. В Израиле, в еврейском народе родилась Пресвятая Дева Мария, апостолы Христовы. В каждой стране есть люди, которые являются свидетелями Божиими.

О чем же они говорят? Они призывают нас к тому, чтобы, как говорит апостол, подражать их вере. И о себе он говорит: «Подражайте мне, как я Христу» [93]. Вот он, смысл нашего праздника!

Вот почему сегодня мы призываем святых, вот почему их изображения в храмах всегда на первом месте: на иконостасах, на стенах, на потолках. Каждый день церковного года имеет по несколько святых, память которых отмечает Церковь.

Когда человек живет в Церкви, когда он начинает в ней жить с младенчества, жить в ее духовном поле, он получает от нее благословение, благодать, он получает от нее Слово Божие. Святые — это люди, которые уже приняли дар Божий, ставший в их сердцах действительно огнем благодати; и они его вернули Господу.

Поэтому мы с вами молимся святым, поэтому звучат слова тропарей, кондаков, молебнов святым. Не потому что они наши спасители, Спаситель у нас единый — Господь Иисус Христос; только Он спасает, только верой в Него может спасаться человек. А святые такие же люди, как и мы. Но они молятся за нас, и мы об этом их просим.

Таков этот замечательный праздник. И все вы сегодня вспомните о своих святых, имена которых вы носите.

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Для каждого из святых есть свой день, есть свой особый праздник. А сегодня мы с вами вспоминаем их всех вместе: и тех, кто прославлен был, и тех, кто был явлен, был знаменит при жизни, и кто открыл свою святость после смерти, кто остался неведом людям, но ведом Богу, — всех тех, кого мы называем святыми. Святые — это такие люди, которые исполнили замысел Божий о нас, это такие люди, каких Господь хотел видеть в каждом из нас. Потому что каждый человек, сотворенный Богом, призван к святости.

«Будьте святы, как Я свят» — говорит Господь в Священном Писании[94]. «Будьте совершенны, как совершен Отец Небесный» — говорит Господь Иисус, обращаясь к каждому из нас [95].

Что же такое святость? Святость — это такое свойство души в человеке, когда любовь к Богу и служение Ему стоят на первом месте, когда мы отдаем Ему свои силы через служение другим, когда Царство Божие у нас в сердце. Когда в нас царит не наш каприз, не наше самолюбие, не наша гордость, не наш грех, не наш произвол — а царит воля Божия — это и есть Царство Божие, которое внутри нас.

К этому Царству призывает нас Господь, говоря: будьте святы. Некоторым кажется, что святые были какие–то особые люди, что они как бы находились вне жизни, что они были отделены толстой стеной от обычных повседневных занятий, которыми занимаются все прочие люди.

Но жития святых, которые всегда с любовью, с интересом, с назиданием читали многие поколения верующих христиан, показывают нам, что это не так, что среди святых были люди самых разных возрастов, званий, профессий, народностей, жители разных стран, говорившие на разных языках. У них были разные служения: епископы руководили Церковью Христовой, пасли стадо Христово, святители — мы называем их святителями, потому что они были богословы и носители благодати апостольской, были еще и подвижники, пустынники, князья благоверные, мученики, цари и нищие, юные девы и убеленные сединами старцы — все это были разные святые, они были совсем непохожи друг на друга.

Если мы поставим рядом юного мученика, который отдал свою жизнь за веру, отшельника, который годами жил в глухом лесу, и князя, которому приходилось и править, и держать совет со своей дружиной, и воевать, — казалось бы, что между ними общего? И однако все они именуются святыми. Потому что, занимаясь своим делом, осуществляя свое призвание, они в то же время посвящали себя Господу.

Великомученик Пантелеймон изображается с ящичком для лекарств, потому что он был врачом. Святой Иоанн Златоуст изучал мудрость человеческую, учился в самых знаменитых школах того времени, а Василий Блаженный ходил по улицам полуобнаженный зимой и летом, как последний нищий, и Дух Божий был в нем.

Таким образом, все эти люди, ушедшие сегодня с земли, оставили нам великий пример служения. Где бы мы с вами ни находились, матери и отцы, юные и старые, где бы мы ни трудились, мы всюду можем слышать голос Божий.

Ты живешь по воле Господней — значит, ты можешь исполнять Его призыв — быть святым в этой жизни, в той малой степени, в которой тебе это доступно, в которой позволяет тебе твоя немощь. Но как же это делать, как стремиться подражать людям, которые исполнили Евангельское слово, — ведь мы с вами живем в грехах и каждый день нарушаем заповеди Христовы?

Однажды пришли люди к одному мудрецу, подвижнику, и спросили его: «Ты тут живешь и молишься вдали от всех, а нам приходится ежедневно работать, мы возвращаемся усталые, нам приходится на работе быть с раздраженными людьми, нам надо заботиться о своих семьях, добывать пропитание — у нас столько дел, обременяющих нас. Как же мы можем пойти по пути святости?» И тогда он сказал им: «Я задам вам загадку. Три вещи могут вывести вас на этот путь: пловец, зеркало и статуя». Они удивились и сказали: «Объясни, что это значит». И старец ответил: «Когда пловец плывет под водой, он обязательно, как бы хорошо он ни плавал, должен подниматься наверх и глотнуть воздуха».

Также и мы, погруженные в свои дела, время от времени обязательно должны вдохнуть в себя свежую струю мира, благодати и молитвы, вырываться из потока этой жизни, чтобы сосредоточиться, обратить себя, свои мысли к молитве, к Слову Божию, к таинствам, которые дают нам новые духовные силы. Если мы будем откладывать это, то можем задохнуться, как может задохнуться пловец, который не поднимается на поверхность.

«А зеркало?» — спросили они. «Зеркало отвечает тебе тем, что ты ему показываешь. Если ты хочешь иметь благо в жизни — сам неси его людям: будь терпелив с ними, доброжелателен, старайся помогать тем, кто нуждается в помощи, делай другим то, что ты хотел бы, чтобы делали тебе, как сказал нам Господь Иисус.

И наконец, последнее — это статуя. Как мастер делает статую? Он берет большой камень и начинает от него отбивать молотком куски, убирает все лишнее, пока вместо бесформенной глыбы не получается фигура человека или животного. Тяжелыми ударами специального молотка он удаляет все лишнее: он трудится, как каменотес, — это нелегко. Так же и мы в своей жизни должны с большим напряжением удалять из своей души все то, что ее портит, что превращает ее из образа и подобия Божия в бесформенную массу, покрытую плесенью грехов. Удаляем свой грех исповедью, покаянием, постом, борьбой с собой».

«Вот, — сказал старец, — три условия, которые нужно выполнить, чтобы найти дорогу к святости. Помни о них, и тогда путь Господень будет от тебя недалеко, и когда ты по нему пойдешь, узнаешь, что святость — это не только Божий призыв, но и Божий дар».

Потому что тот, кто хочет пойти за Господом, тот получит Его помощь, потому что по этому пути мы идем не одни, а вместе с нашим Господом и Спасителем, окруженные святыми, которые уже достигли того, к чему мы с вами стремимся, — к Царству Божию, которое внутри нас.

Аминь.

1 июня 1980 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня в Евангелии мы читаем слова Спасителя: «Всякий, кто исповедует Меня пред родом сим, того исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным» [96]. Что это значит?

Это значит, что Господь призывает нас не только веровать, но и исповедовать Его в своей жизни. Не только словами, но и в своих поступках. И нам сегодня, в день всех святых, является дивное, прекрасное зрелище тех людей, которые действительно в мыслях, в слове, в деле, всей своей жизнью, до последнего своего дыхания веровали и исповедовали.

Исповедовали Христа мученики, исповедовали Христа апостолы, которые несли учение Его во все концы земли, исповедовали Его святители, которые управляют Церковью Христовой, исповедовали пустынники, молчальники, труженики — все люди, которых мы сегодня вспоминаем.

И заметьте (я не раз обращал на это ваше внимание), как разнообразны были призвания у святых! Одни из них жили в княжеских палатах, другие жили в глухих пустынях, в лесах; одни исполняли трудные гражданские обязанности, а иные годами не видели человеческого лица. Иные из них были слабые здоровьем, немощные, а другие были могучими, сильными людьми. Одни были грамотными, образованными, а другие неграмотными. Среди них были мужчины, женщины, старцы, дети, люди всех народностей, всех сословий.

И вот глядя на них — о них нам напоминают иконы святых, — мы видим их в одеяниях правителей, в епископских облачениях, с крестами в руках, как обычно изображают мучеников, со свитками в руках, как изображают пророков и апостолов.

Многообразно служение Евангелию, многообразны виды этого служения. И поэтому мы должны всегда себе напоминать, что мы призваны быть настоящими, искренними, достойными имени Христова верующими по своим поступкам, по своему поведению, по тому, как мы живем среди прочих людей.

Спаситель сказал нам: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»[97]. Значит, Господь будет судить нас не по нашим словам, а по нашим делам, по нашей жизни.

Вспомним притчу Христову, которую вы все знаете, о том, как царь, судия, отделил овец от козлищ и призвал праведников и неправедников. И сказал праведникам: «Благословенны вы. Войдите в дом Отца Моего, потому что вы Меня накормили, напоили, утешили, поддержали, посетили, когда Я был болен». А они удивились, они не знали, что были праведниками, они не знали, что они делали!

Но Господь сказал: «Все, что вы сделали людям, — вы сделали Мне». И, напротив: те, кто в жизни своей сеял зло среди людей, кто других унижал, оскорблял, преследовал, чинил всякое зло, — тот все это сделал Христу Спасителю.

Так Он и сказал им: «Отойдите от Меня! Я не знаю вас».

Они сказали: «Господи, когда же мы Тебя обидели? И чем мы Тебя оскорбили?»

И Он опять повторил и сказал: «То, что вы сделали людям, братьям Моим меньшим, то сделали и Мне»[98].

Итак, дорогие мои, надо помнить, что за каждый свой поступок, за каждую свою мысль, за каждое слово мы даем отчет. И вся наша жизнь будет судиться в свете правды Божией.

Если мы живем в мире, мы должны по воле Христовой приносить в этот мир добро, справедливость, мир, примирение между людьми, доброжелательство, трудолюбие, честность, верность — все то, что человек поистине считает драгоценным в жизни и священным. Так завещал нам Господь! Так должны мы жить!

И если мы этим пренебрегаем, если мы не желаем так жить, то на нас исполнятся слова Спасителя: «А кто не исповедует Меня, кто отречется от Меня, от того и Я отрекусь». «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, а исполняющий волю Отца Моего».

Когда мы смотрим на святых, на тех, кто исполнил волю Господню, — мы должны помнить, что и они были слабыми людьми, что и у них были немощи и грехи, но, глубоко возлюбив добро, справедливость, истину, глубоко возлюбив Господа, они стали такими, какими мы теперь их видим мысленным взором, — светильниками на ниве духовной.

Каждого из нас Господь призывает к Себе и говорит: «Идите научитесь у них — так, как они научились у Меня». И апостол Павел, как бы собирая в своем сердце все цветы прошлого, настоящего и будущего, говорит каждому из нас: «Подражайте мне, как я Христу, идите по пути Господа нашего» [99].

Аминь.

17 июня 1979 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: