О самостоятельном мышлении

Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что выработалсовокупный разум человечества, но вместе с тем должен своим разумомпроверять данные, выработанные всем человечеством. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,а не одной памяти. Только когда мы совсем забудем то, чему учились, мы начинаем истиннопознавать. Я ни на волос не приближусь к познанию предмета до тех пор, покабуду смотреть на предмет так, как научили меня смотреть. Чтобы познатьпредмет, я должен подойти к нему, как к чему-то совершенно неизвестному. Торо От учителя мы ждем, что он сделает из своего слушателя сначаларассудительного человека, затем разумного и, наконец, ученого. Такой прием имеет ту выгоду, что если ученик и не достигнет никогдапоследней ступени, как это обыкновенно и бывает в действительности, онвсе-таки выиграет от обучения и станет более опытным и умным, если не дляшколы, то для жизни. Если же этот прием вывернуть наизнанку, тогда ученики схватывают что-товроде разума, прежде чем в них выработается рассудок, и выносят из обучениязаимствованную науку, которая только как бы приклеена, но не срослась сними, причем их духовные способности остаются такими же бесплодными, как ираньше, но в то же время сильно испорченные воображаемой ученостью. В этомпричина, почему мы нередко встречаем ученых (вернее, обученных людей),которые обнаруживают очень мало рассудка, и почему из академий выходит вжизнь больше нелепых голов, чем из какого-нибудь другого общественногокласса. Кант Наука не в школах. В школах - чопорное тупоумие невежд. Наука в книгахи в личном самостоятельном труде над приобретением знаний из книг и изжизни, а не из школы, где никогда со времени изобретения книгопечатания неоставалось из науки ничего, кроме плесени. Характер школьного преподавания - сухое, тупоумное педантство. Этопочти неизбежно так по самой сущности дела. Кому не надоест 10-20 леттолковать год за год все одно и то же? Учитель, профессор почти всегдазанимается своим делом с отвращением и, для облегчения своей тоски, заменяетнауку простой формалистикой. А вдобавок обыкновенно и глупеет от глупойскучности своего ремесла. Н.Г. Чернышевский Во всех сословиях встречаются люди с умственным превосходством, хотячасто без всякой учености. Натуральный ум может заменить почти всякуюстепень образования, но никакое образование не заменит натурального ума,хотя и имеет перед таким человеком преимущество богатства знания случаев ифактов (сведения исторические) и определение причинности (естественныенауки) - все в правильном, легком обозрении; но он от этого не обладаетболее правильным и глубоким взглядом на настоящую сущность всех этихсобытий, случаев и причинностей. Неученый, со своей проницательностью ибыстрым взглядом на все, сумеет обойтись без этих богатств. Один случай изего опыта научит его большему, чем какого-нибудь ученого тысячи случаев,которые он знает, но хорошенько не понимает, потому что малое знание тогонеученого - живое. Напротив того, многие знания обыкновенных ученых мертвы, так как онисостоят если не совсем в пустых словах, то часто только в отвлеченныхпонятиях, которые получают свое значение только по мере разумности и высотыпонимания вопроса, свойственного рассуждающему. Если же понимание это оченьскудное, то рассуждениям такого рода свойственно, как банку, ассигнациикоторого в десять раз превышают наличный фонд, прийти под конец кбанкротству. Шопенгауэр Я люблю мужиков: они недостаточно учены, чтобы рассуждать превратно.Монтескье Как много ненужного чтения могли бы мы избегнуть при самостоятельноммышлении! Разве чтение и учение одно и то же? Кто-то не без основания утверждал,что книгопечатание если и способствовало более широкому распространениюучености, то в ущерб ее качеству и содержанию. Слишком много читать вреднодля мышления. Величайшие мыслители, встречавшиеся мне среди ученых, которыхя изучал, были как раз наименее начитанными. Если бы людей учили, как они должны мыслить, а не только тому, что онидолжны мыслить, - недоразумение было бы предотвращено. Лихтенберг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: