Основное содержание музыки, по мнению Э. Курта, Б.В. Асафьева, С.Н. Беляевой-Экземплярской, Б.М. Теплова и др, ее интонируемого смысла – являются эмоции, настроения, переживания, аффекты, чувства.
Если не противопоставлять эмоциональное интеллектуальному началу, а видеть в нем путь к интуитивному, то музыка является кратчайшим путем к развития такого интеллекта у человека воспринимающего.
Эмоции - от лат. возбуждать, волновать. Это непосредственное переживание значимости, действующих на индивида явлений и ситуаций.
Функция эмоции – это оценка и регуляция психической деятельности и поведения индивида.
Музыку можно считать феноменом-спутником развития эмоциональной сферы человека за счет оценки значимости всего происходящего.
Эмоции:
· Базовые (радость, печаль, страх, гнев, удивление, безразличие). От них разветвляется древо настроений и мельчайших нюансов переживаний.
Настроение – та же эмоция, но более длительная, живет во времени. Н.А. Римский-Корсаков писал, что настроения являются главной сущность музыкальных впечатлений, но они полны также мыслей и образов.
|
|
В переживании, по Б.М. Теплову, и непосредственная чувственная ткань и понимание как новый результат.
Музыкальное переживание специфично, т.к. опирается на специфичную чувственную ткань муз. сознания, а не на бытовые чувственные координаты. Музыкальное переживание – результат восприятия музыкального образа и отношения к нему. По Выготскому, переживание – единство аффекта и интеллекта. В этом же эмоциональном ряду находятся аффекты - особый вид эмоций, возникающих, в условиях, когда субъект не справляется с ситуацией. Отличается большой силой и способностью тормозить другие психические процессы. Существует два способа аффективного преодоления непереносимых переживаний:
· Бегство (уход в себя или в мир иллюзий – та аффективная доминанта, которая процветала всегда в истории искусства)
· Агрессия. Процветает в соврем-ой музыке как реакция на действительность.
В музыке аффекты динамичнее, чем в других искусствах. Музыка – катализатор спящих эмоций. В таком понимании музыкальное переживание аффекта – терапевтическое средство.
С аффектами часто сближают страсти.
Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.
Эмоции – ситуативная оценка, а чувства более устойчивы. Чувства в муз. более всего связаны со стилевыми характеристиками, т.к. в стилевых обобщениях отражены ведущие ценности эпохи, комп-ой индивидуальности.
В психологии искусства выделяют эстетические эмоции, помимо базовых. Чувство прекрасного и безобразного, наслаждение красотой формы и т.д.
|
|
Музыкальное развитие начинается с развития чувствительности на всех уровнях муз. ткани и сознания.
Эмоциональный слух – термин В.П. Морозова – локализуется на всех уровнях муз сознания индивида. Оттачивать эмоциональный слух к музыке – оттачивать душу человека.
Одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы являются методики музыканта-психолога Ражникова Владимира Григорьевича – Школа Настроения, Маленький Эмо, Словарь эмоций, которые дают возможность расширить диапазон переживаний и эмоций ребенка через слово, живопись и поэтическую метафору.
Наряду с вербальными методами, большое значение в эмоциональном развитии ребенка имеют невербальные способы: пластическое интонирование, метод свободного танца А. Дункан, музыкальная драматизация (с элементами психодрамы Морено или Театра Масок), рисование музыки и т.д.
Одним только рассказом о музыке нельзя научить чувствам или эмоциям.
Развитость, тонкость и дифференцированность музыкальных переживаний имеет и обратный ход – к познанию и самопознанию человеческих чувств.
Тонкость эмоционального музыкального слуха может помочь ребенку получить доступ к пониманию собственных смутных переживаний и эмоций, а так же «слышать» чувства других людей.
Необходимо подкреплять и психологически поддерживать эмоциональное развитие ребенка, которое происходит не только благодаря педагогическому руководству, но и естественному взрослению.
Таким образом роль эмоций и всех их ответвлений в музыкальном развитии, образовании личности – первостепенна. Она заключается в широком, многомерном, ценностном воздействии на внутренний мир личности и систему отношений человека к жизни, к искусству, и творчеству – ко всему, что заключено в музыке, как в хранилище духовного и душевного, жизненно необходимого опыта человеческого сознания и культуры.