Периоды эволюции
отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии
| I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения.
| II. От осознания необходимости призрения к осознанию возможности обучения.
| III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых.
| IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех.
| V. От изоляции к интеграции.
|
Этапы развития
системы специального
образования (ССО)
|
|
| 1.Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии.
| 2.Дифференциация системы. Ее структурное совершенствование.
| 3.Перестройка организационных основ специального образования на основе идей нормализации.
Интеграция, РО.
Раннее начало обучения.
Индивидуализация.
Включение родителей.
|
Хронология по ЗЕ
| VIII в. д.н.э. – XIII в.
| XIII – XVIII вв.
| XVIII – нач. XX в.
| нач. XX в.– 70-е гг.
| 70-е гг. ХХ в. –?
|
Хронология по России
| X – XVIII вв.
| XVIII – XIX вв.
| 1801 – 1930 гг.
| 1930 – 1991 гг.
| 1991 –?
|
Хронологические особенности развития отечественной истории ЭО и развития ССО
| Завершился примерно на четыре с половиной столетия позже.
8 столетий вместо 13
| Завершился примерно на 40 лет позже.
100 лет вместо 550
| Завершился почти одновременно.
| Завершился на 20 – 25 лет позже.
|
|
Содержательные особенности отечественной истории ЭО и развития ССО
| В контексте нищелюбия изначально более терпимое и сострадательное отношение к калекам и убогим.
В X в. Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения.
| Зарождение светской благотворительности происходит в контексте петровских реформ и европеизации государства.
Опыт индивидуального обучения глухих и слепых отсутствует.
| Открытие специальных школ в России происходит в контексте государственных реформ Александра І, заимствование моделей во Франции.
При отсутствии гражданских прав и свобод помощь инвалидам, обучение глухих и слепых детей возможно как акт светской благотворительности.
В идеологии призрения убогих.
Автономность и децентрализация специальных школ.
Идеологические концептуальные основы ССО кардинально меняются в процессе ее строительства.
| Оформление системы специального образования происходит в контексте понимания государством обязанности граждан быть полезными обществу, при отсутствии закона об образовании, вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении благотворительной деятельности и единственном источнике финансирования – госбюджете, т.е. в логике тоталитарного государства.
Дефектологический квадрат.
Дифференциация происходит в «дефектологическом квадрате». Неполный охват нуждающихся.
«Необучаемые» дети.
| Признание равных прав и гуманного отношения к инвалидам декларируется в период преобразования государственного строя, экономического кризиса, в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и групп населения, национальных конфликтов.
При отсутствии традиций благотворительности и законодательной базы для реализации интегративных подходов.
Переход осуществляется по воле государства в ситуации незавершенности второго этапа развития ССО.
|