Особенности отечественной истории эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии (по Н.Н. Малофееву)

Периоды эволюции отношений государства и общества к людям с отклонениями в развитии I. От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения. II. От осознания необходимости призрения к осознанию возможности обучения. III. От осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых. IV. От права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех. V. От изоляции к интеграции.
Этапы развития системы специального образования (ССО)     1.Начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии. 2.Дифференциация системы. Ее структурное совершенствование. 3.Перестройка организационных основ специального образования на основе идей нормализации. Интеграция, РО. Раннее начало обучения. Индивидуализация. Включение родителей.
Хронология по ЗЕ VIII в. д.н.э. – XIII в. XIII – XVIII вв. XVIII – нач. XX в. нач. XX в.– 70-е гг. 70-е гг. ХХ в. –?
Хронология по России X – XVIII вв. XVIII – XIX вв. 1801 – 1930 гг. 1930 – 1991 гг. 1991 –?
Хронологические особенности развития отечественной истории ЭО и развития ССО Завершился примерно на четыре с половиной столетия позже. 8 столетий вместо 13 Завершился примерно на 40 лет позже. 100 лет вместо 550 Завершился почти одновременно. Завершился на 20 – 25 лет позже.  
Содержательные особенности отечественной истории ЭО и развития ССО В контексте нищелюбия изначально более терпимое и сострадательное отношение к калекам и убогим. В X в. Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения. Зарождение светской благотворительности происходит в контексте петровских реформ и европеизации государства. Опыт индивидуального обучения глухих и слепых отсутствует. Открытие специальных школ в России происходит в контексте государственных реформ Александра І, заимствование моделей во Франции. При отсутствии гражданских прав и свобод помощь инвалидам, обучение глухих и слепых детей возможно как акт светской благотворительности. В идеологии призрения убогих. Автономность и децентрализация специальных школ. Идеологические концептуальные основы ССО кардинально меняются в процессе ее строительства. Оформление системы специального образования происходит в контексте понимания государством обязанности граждан быть полезными обществу, при отсутствии закона об образовании, вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении благотворительной деятельности и единственном источнике финансирования – госбюджете, т.е. в логике тоталитарного государства. Дефектологический квадрат. Дифференциация происходит в «дефектологическом квадрате». Неполный охват нуждающихся. «Необучаемые» дети. Признание равных прав и гуманного отношения к инвалидам декларируется в период преобразования государственного строя, экономического кризиса, в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоев и групп населения, национальных конфликтов. При отсутствии традиций благотворительности и законодательной базы для реализации интегративных подходов. Переход осуществляется по воле государства в ситуации незавершенности второго этапа развития ССО.

Опорная таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: