Процессы реформирования политического и экономического строя в Республике Казахстан обусловили необходимость коренного изменения земельных отношений и проведения земельной реформы. Переход к рыночной экономики объективно вызвал необходимость ведения различных форм собственности на землю, платности землепользования, законодательного признания земли объектом недвижимости в качестве предмета правового регулирования.
Таким образом, политико-экономические рамки земельных отношений сложившихся в стране определяют формы, масштабы применения и действия норм права собственности и иных прав на землю. Конституцией страны установлено, что земля в Казахстане находится в частной и государственной собственности на основаниях условиях и пределах установленных законом.
В результате перехода к рыночной экономике объективно возникли условия, при которых земля стала объектом недвижимости, имеющим стоимость, предметом сделок, то есть в ходе дальнейшего реформирования экономики землепользование должно стать платным, чего не было раньше. В республике признаются и защищаются, равным образом защищаются как частная так государственная собственность на землю. Земельным законодательством установлены нормы, пределы и условия закрепления земельных участков за отдельными субъектами в рамках осуществления права собственности на землю и иных вещих прав. Как следствие этого, в республике принципиально изменились состав субъектов земельных правоотношений и структура землепользования. Доля земли, находящихся в землепользовании государственных лиц значительно сократилась, тем самым, были созданы предпосылки для развития рынка земли.
|
|
Осуществление экономических преобразований в стране и ориентация на рыночную экономику требуют углубленного решения проблемы земельных отношений.
Основными направлениями государственной политики, проводимой в области регулирования земельных отношений в ближайшие годы будут:
- завершение натурной персонификации условных земельных долей в сельскохозяйственных организациях;
- обеспечение технического оформления границ земельных участков, предоставленных (предоставляемых) гражданам и юридическим лицам с выдачей им соответствующих документов на землю для последующей государственной регистрации прав на нее в органах юстиции;
- разработка региональных схем зонирования земель, в первую очередь в городах – в целях установления зон с различным порядком и режимов использования земель и их налогообложением;
- проведение инвентаризации пахотно-пригодных земель для ужесточения условий и стимулирования экономическими методами, процесса выведения из оборота низкопродуктивных неперспективных земель.
|
|
В связи с установлением в аграрном секторе экономики рыночных отношений наиболее острыми становятся переход от бесплатного к платному использованию земель сельскохозяйственного назначения и формирования рынка земли. В этих условиях важной проблемой является разработка методологических и методических подходов к совершенствованию рыночного механизма Государственный земельный кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель. Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований и изысканий.
Земельный кадастр одной из своих основных функций имеет сбор налога с земельных объектов. Понятие кадастра включает систему метрических и юридических данных. Эти данные необходимы для налогообложения земельных участков, собственности, а также регистрации юридических прав.
С обретением Республикой Казахстан государственной независимости и провозглашением перехода к рыночной экономике возникла необходимость преобразования земельных отношений, их адаптации к условиям рынка, создания правовых, экономических и организационных условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны прав на землю граждан и юридических лиц, развития рынка земли. Как следствие этого, в республике принципиально изменились состав субъектов земельных правоотношений и структура землепользования, возникли новые виды вещных прав на землю.
По словам Президента Республики Казахстан, «Необходимо довести до логического конца реформу экономических, и, прежде всего, земельных и водных отношений.
Надо признать, что принятый недавно Закон о земле не продвинул страну к цивилизованному рынку. И если уж мы совместно допустили ошибки, давайте будем быстро их исправлять, корректировать этот закон».
Слова Президента Республики Казахстан послужили толчком для разработки Земельного кодекса Республики Казахстан, который открыл новый этап в развитии земельных отношений. Передача в частную собственность крупных латифундий, предназначенных для сельскохозяйственного использования, породит огромное количество сделок с землей, будет способствовать возникновению новых собственников, оформляющих свои права на землю. Безусловно, что права на земли сельскохозяйственного назначения не будут кратковременными, а в большинстве будут постоянными, следовательно, будут востребованы нормы о государственной регистрации прав на землю.
Государственная регистрация прав на землю — новое правовое явление, которое еще не подвергалось глубинному исследованию. А проблем, возникающих в связи с указанной регистрацией, предостаточно. Практика показывает, что нередко оспариваются чьи-то права на землю, и именно тогда большое значение имеет наличие факта государственной регистрации прав на землю. Существует несколько систем государственной регистрации прав на землю, независимый Казахстан также определился в данном вопросе. Анализ нового Земельного кодекса Республики Казахстан показал, что по-прежнему государственной регистрации прав на землю отводится весьма мало места. Поэтому важным является выработка на основании глубокого и всестороннего анализа земельного законодательства Республики Казахстан предложений по его совершенствованию как в части, касающейся государственной регистрации прав на землю и возникновения прав на землю, так и по ряду других вопросов.