Характеристика и направление деятельности ПФ «ОМЗ»

Производственное предприятие - это обособленная специализированная единица, основание которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителям продукцию, соответствующего назначения, профиля и ассортимента [5. С. 107].

Производственная фирма «Обнинский Мясной Завод» осуществляет производственно-торговую деятельность. Предприятие введено в эксплуатацию в 1992 году. В 2001 г. на предприятии проведена реконструкция с частичной заменой оборудования, введено новое прогрессивное оборудование.

Основными направлениями деятельности закрытого акционированного общества является производство и реализация колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, ветчин и деликатесов. ПФ «ОМЗ» выпускает свыше 100 наименований колбасных изделий: варенные, сосиски, сардельки, полукопченые, сыровяленые, копчености, прочие. Структура выпускаемой предприятием продукции представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура выпускаемой продукции ПФ «ОМЗ»

Вид продукции Доля в общем объеме выпускаемой продукции, %
Колбасные изделия 92,6
Пищевые топленые жиры 0,3
Сухие животные корма 0,5
Полуфабрикаты 0,6
Ветчины и деликатесы  

Исходя из данных таблицы 1, можно сделать выводы о том, что в структуре выпускаемой продукции преобладает выпуск колбасных изделий, небольшая доля приходится на ветчины и деликатесы, что касается топленых жиров, сухих животных кормов и полуфабрикатов, то их доля в общем объеме выпускаемой продукции весьма незначительна.

Ежедневно в торговую сеть поступает более 20-25 видов колбасных изделий. Продукция предприятия отличается от аналогичной продукции других предприятий по следующим параметрам: высокий контроль соблюдения технологий, ГОСТа и других санитарных требований; экспертиза сырья и готовой продукции; лучшей проработкой фарша, лучшими вкусовыми качествами, использованием новых коллагеновых оболочек, маркировкой колбасных изделий, продукцией по разработкам завода, широким ассортиментом.

Предприятие реализует свою продукцию по свободно-отпускным ценам.

Цены формируются на основании закупочных цен на сырье, стоимость переработки с уровнем рентабельности по вареным колбасам, сосискам, сарделькам до 5 %, на копченые изделия до 10 %, копченостям до 25 %.

Свободно-отпускные цены согласовываются с основными получателями продукции и подписывается протокол согласования свободно-отпускных цен.

В фирменной торговле, в связи с низкой покупательской способностью населения, размер торговой надбавки минимальный: на варенные сосиски, сардельки без торговой надбавки, на полукопченые, твердокопченые колбасные изделия 5 %, на копчености 10 %.

На предприятии разработано и действует положение об оплате труда работников фирменной торговли, которое введено с целью улучшения организации фирменной торговли, увеличения товарооборота, получения прибыли и материальной заинтересованности работников. При выполнении плана товарооборота производятся выплаты заработной платы от оклада за фактически отработанное время. При перевыполнении плата товарооборота за каждый процент превышения начисляется премия 1 % от оклада. Размер премии снижается за следующие упущения в работе: отсутствие ценников, обвес, отсчет, несоблюдение режима работы магазина (киоска), неудовлетворительное санитарное состояние. Процент снижения премии определяется на основании актов проверок работниками завода или сторонними организациями и оформляется приказом по заводу.

Кадры предприятия, непосредственно связанные с процессом производства продукции, представляют собой промышленно-производственный персонал. К нему относятся все работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов: лабораторий, находящихся на балансе предприятия, служб, занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств своего предприятия. Организационная структура управления ПФ «ОМЗ» представлена в приложении 1.

Продукция, выпускаемая предприятием, конкурентоспособна на рынке колбасных изделий. Постоянно ведется работа по повышению конкурентоспособности. Это поиск новых видов продукции, использование новых технологий, новых видов оболочки.

Основным недостатком построения организационной структуры управления является отсутствие службы маркетинга. Разработку маркетинговых стратегий осуществляют специалисты отдела сбыта, причем они делают это достаточно эффективно и из числа этих специалистов вполне можно сформировать маркетинговую службу.

На виды деятельности, которые лицензируются (реализация продовольственных и непродовольственных товаров, торговая деятельность в сфере общественного питания, оптовая торговля непродовольственными товарами), предприятие имеет лицензии, патенты, ордера на торговые места.

Предприятие является плательщиком налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды. Подает отчетность в налоговую администрацию по Лытыкаринскому району, органы районной и областной статистики, комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку.

Основные показатели хозяйственной деятельности ПФ «ОМЗ» за 2005-2007 г. представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные показатели хозяйственной деятельности ПФ «ОМЗ» за 2007-2009 г.

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклоне-ние 2009/2007 г., + / - Темп роста
Объем производства в сопоставимых оптовых ценах на 01.01.07 г., тыс. руб.   9124, 3   11106,8   8698,2   -2408,6   78,3
Численность работников всего в т.ч. работники промышленно-производственного персонала, чел.       -37 -32 92, 4 91,8
Производительность труда на одного работника ППП, тыс. руб.   28,5   26,4   24,3   -4,2   85,3
Фонд оплаты труда, тыс. руб. 687,2 676,1 638,8 -48,4 93,0
Среднемесячная заработная плата одного работника, руб.         +1   100,8
Себестоимость товарной продукции, тыс. руб. 10083,7 9883,7 8017,1 -2066,6 79,5
Балансовая прибыль, тыс. руб. 1023,1 923,1 681,1 -342 66,6
Налоговые платежи на прибыль, тыс. руб. 306,9 298,2 204,3 -102,6 66,6
Чистая прибыль, тыс. руб. 716,2 567, 4 476,8 -239,4 65,7
Не распределяемая прибыль, тыс. руб. 160,0 76,0 55,0 -105 34,3

Как видно из таблицы 2 в хозяйственной деятельности предприятия в 2009 г. по сравнению с 2007 г. произошли значительные изменения. Основные показатели такие как объем производства, производительность труда, чистая прибыль значительно снизились, что является отрицательной тенденцией и требует применения серьезных мер как экономического так и организационного характера.

За 2009 год предприятие не вышло по объемам производства на планируемый уровень. Отклонение объемов от плана составило 1852 тыс. руб. или 17 %. График сильных и слабых сторон деятельности ПФ «ОМЗ» представлен в таблице 3.

Таблица 3

График сильных и слабых сторон ПФ «ОМЗ»

Факторы, определяющие Оценка
успех Плохо Посредственно Хорошо
ПФ «ОМЗ»                  
1.Степень известности                  
2. Уровень качества продукции                  
3. Производственный потенциал                  
4. Финансовый потенциал                  
5. Потенциал клиентуры                  
6. Производственная программа                  
7. Коммуникационная политика                  
8. Уровень доходов                  
9. Уровень расходов                  
10. Рентабельность                  
11. Месторасположение                  
12. Система управления                  
13. Персонал                  
14. Производительность                  
15. Исследования и разработки                  

Анализируя график сильных и слабых сторон, получаем, что все факторы определяющие успех ПФ «ОМЗ» имеют оценку «плохо» или «посредственно». Это следует из низкого уровня производственного потенциала (слабая производственно-техническая база, изношенность оборудования). При повышении всех факторов в первую очередь внимание необходимо направить на повышение производственного потенциала: произвести исследования развития и внедрения новых более прогрессивных технологий и расширения ассортимента.

Основной причиной снижения объемов производства является недостаток сырья и затруднения в сбыте продукции, вызванные низкой покупательской способностью населения [7. С. 132].

Рассмотрев основные направления деятельности предприятия как объекта исследования, мы считаем целесообразным, перейти к изучению рыночных стратегий ПФ «ОМЗ».

2.2 Особенности осуществления рыночной стратегии ПФ «ОМЗ»

В настоящее время ПФ «ОМЗ» проводит анализ и прогноз существующих стратегий и перспектив своего развития. В первую очередь предприятие постоянно проводит и строит прогнозы в области обзора и исследования рынка. Этот обзор включает сегменты рынка, на которых работает предприятие:

- владельцы мелких и средних магазинов;

- владельцы универсамов и супермаркетов;

- престижные магазины и супермаркеты;

- малые производственные предприятия;

- предприятия общественного питания;

- крупные промышленные предприятия.

Предприятие постоянно проводит SWOT – анализ для сегментов рынка и рассчитывает ключевые факторы успеха. Матрица SWOT – анализа за 2009 г. показана в таблице 4.

Таблица 4

Ключевые факторы успеха ПФ «ОМЗ» в 2009 г.

Наименование КФУ Вес КФУ, %
Разнообразие и налаженность каналов сбыта  
Качество товаров  
Качество обслуживания  
Привлекательность ценовой политики  
Репутация  
Всего:  

На всех сегментах рынка мясных продуктов предприятие имеет одних и тех же двух сильнейших конкурентов – ОАО “Пищевик” и мясокомбинат №5. Для выявления своих возможностей, а также сильных и слабых сторон конкурентов по каждому сегменту рынка в отдельности, анализируя полученные результаты и решая стратегически важные задачи. В таблицах 5-10 имеются данные по основным сегментам рынка и предприятиям-конкурентам, которые могут оказывать негативное воздействие на получение прибыли ПФ «ОМЗ», проведен SWOT – анализ ключевых факторов успеха [8. С. 124].

Таблица 5

Изучение сегмента - владельцы мелких и средних магазинов

КФУ сегмента Вес КФУ, % “Экопродукт” “Пищевик” Мясок-т № 5
КФУ 1        
КФУ 2        
КФУ 3        
КФУ 4        
КФУ 5        
Итого   7,30 7,10 3,95

Согласно данным таблицы 5 по первым трем ключевым факторам успеха ПФ «ОМЗ» опережает конкурентов, такой фактор как привлекательность ценовой политики немного ниже чем у комбината «Пищевик» и значительно выше, чем у мясокомбината № 5. А вот такой фактор как репутация предприятия у ПФ «ОМЗ» значительно ниже, чем у конкурентов. Это может быть связано с малой известностью предприятия среди основных групп потребителей.

Таблица 6

Изучение сегмента – владельцы супермаркетов и универсамов

КФУ сегмента Вес КФУ, % “Экопродукт” “Пищевик” Мясок-т № 5
КФУ 1        
КФУ 2        
КФУ 3        
КФУ 4        
КФУ 5        
Итого   6,40 7,70 4,95

Согласно данным таблицы 6, такой сегмент рынка как крупные супермаркеты и универсамы ПФ «ОМЗ» освоен хуже, чем комбинатом пищевик, но значительно лучше, чем комбинатом № 5, основным фактором, который ниже, чем у основных конкурентов по-прежнему остается репутация ПФ «ОМЗ».

Таблица 7

Изучение сегмента – престижные магазины и супермаркеты

КФУ сегмента Вес КФУ, % “Экопродукт” “Пищевик” Мясок-т № 5
КФУ 1        
КФУ 2        
КФУ 3        
КФУ 4        
КФУ 5        
Итого   6,40 7,85 5,30

Согласно данным таблицы 7 такой сегмент рынка как престижные магазины и супермаркеты, освоен нашим предприятием хуже, чем предыдущий, наблюдается снижение такого фактора как налаженность каналов сбыта, который оказывает значительное влияние на успешное функционирование компании. Также наблюдается равное соотношение с конкурентами по таким показателям как качество обслуживания и привлекательность ценовой политики.

Таблица 8

Изучение сегмента – малые производственные предприятия

КФУ сегмента Вес КФУ, % “Экопродукт” “Пищевик” Мясок-т № 5
КФУ 1        
КФУ 2        
КФУ 3        
КФУ 4        
КФУ 5        
Итого   6,10 7,85 5,30

Исходя из данных таблицы 8, можно сделать выводы, что такой сегмент рынка как малые производственные предприятия также не слишком хорошо освоен ПФ «ОМЗ», лидером на этом сегменте рынка является комбинат «Пищевик».

Таблица 9

Изучение сегмента – предприятия общественного питания

КФУ сегмента Вес КФУ, % “Экопродукт” “Пищевик” Мясок-т № 5
КФУ 1        
КФУ 2        
КФУ 3        
КФУ 4        
КФУ 5        
Итого   6,10 7,85 5,30

Анализируя данные таблицы 9, можно сказать, что и на таком сегменте рынка как предприятия общественного питания ПФ «ОМЗ» не является лидером, лидирующее положение по-прежнему занимает «Пищевик». Это говорит о том, что предприятие должно усовершенствовать свою рыночную стратегию, воспользовавшись своими конкурентными преимуществами.

Таблица 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: