Особенности организации перевозок сельскохозяйственных грузов

Рациональная организация перевозок сельскохозяйствен­ных грузов является одной из важнейших составных частей развития экономики РК.

В свете поставленной задачи по вхождению Казахстана в пятерку крупнейших экспортеров зерна необходимо обес­печить своевременный вывоз на заготовительные пункты продуктов сельскохозяйственного производства, снабжение производителей сельхозпродукции материалами и продукцией промышленности, необходимыми для их производ­ственно-хозяйственной деятельности.

Сельскохозяйственные грузы относятся к виду массовых грузов. Это продукция сельскохозяйственного производства: зерно, овощи, фрукты, хлопок, лен, продукты животноводства, рас­тениеводства, а также посевные и посадочные материалы, удоб­рение, топливо для сельскохозяйственных машин и другие хозяйственные грузы.

Процесс производства продукции сельского хозяйства име­ет много специфических особенностей, связанных с климати­ческими условиями, сроками созревания, уборки культур и потребления продукции, размещением сельскохозяйственных предприятий в различных почвенных зонах и пр. Поэтому ха­рактер сельскохозяйственного производства, значение его про­дукции для нужд народного хозяйства определяют особенности грузопотоков и перевозок сельскохозяйственных грузов авто­мобильным транспортом. Грузопотоки сельскохозяйственных грузов отличаются неравномерностью в разных направлениях, резко выраженными сезонными колебаниями в объеме и структуре, преобладанием в структуре грузопотока какого-либо груза, зависящего от специализации сельскохозяйственных предприятий района перевозок и сезона заготовок какой-либо продукции.

Наибольшей мощности грузопотоки достигают в период уборки урожая. В это время в их структуре преобладает продукция основных массовых культур (зерно, картофель, овощи, фрукты, хлопок и т.п.). В зимний период мощность грузопотоков минимальна, в их структуре большая доля приходится на удобрения, посевные материалы, различные хозяйственные грузы.

К особенностям организации перевозок сельскохозяйственных грузов относятся:

· резкие сезонные колебания объема работ и, как следствие, большие колебания по различным периодам года в потребном парке подвижного состава;

· привлечение на период уборки урожая подвижного состава и обслуживающего персонала различных АТО;

· различные дорожные условия и разные расстояния перевозки, зависящие от схемы перевозок;

· в связи со срочностью перевозок режим работы подвижного состава на период уборки урожая устанавливается, как пра­вило, круглосуточный;

· наличие мелких разбросанных на большой территории по­грузочных точек при относительно небольшом количестве при­емных, разгрузочных пунктов;

· необходимость создания на линии на период уборки урожая временных заправочных пунктов, пунктов технического обслу­живания и ремонта подвижного состава, питания и отдыха во­дителей;

· организация надежной диспетчерской связи между всеми пунктами, организациями и подвижным составом, занятыми перевозками урожая.

Выбор той или иной схемы работы подвижного состава оп­ределяется загрязненностью продукции, ее влажностью, необ­ходимостью предварительной очистки, просушки перед сда­чей на приемные пункты, обеспеченностью уборочной техникой и подвижным составом, состоянием дорог, пропуск­ной способностью погрузочно-разгрузочных пунктов и другими факторами.

Наибольшее количество продукции, как правило, перевозится от поля на зерноток, когда подвижной состав работает на относительно небольшом плече (10-15 км) и в плохих дорожных условиях (большей частью по грунтовым дорогам). При перевозке с зернотока на элеватор работа подвижного состава характеризуется, значительным расстоянием перевозки, достигающим 100-150 км, и относительно хорошими дорожными условиями. (дороги с твердым покрытием, улучшенные грунтовые дороги).

Основными задачами организации перевозок сельскохозяйственных продуктов являются: обеспечение своевременной до­ставки продуктов и их сохранности, создание условий для эф­фективного использования уборочной техники, транспортных средств, погрузочно-разгрузочных машин.

Единый комплексный план организации уборочно-тран­спортных работ включает определение потребности в транс­портных средствах, распределение общего объема перевозок сельскохозяйственных продуктов между бригадами водителей. Он же предусмат­ривает заключение договоров на перевозку массовых сельско­хозяйственных продуктов, формирование комплексных бригад для перевозки продукции с полей на тока и в хранилища сельхозпроизводителей, перевозки грузов хозяйств на приемные пункты и на предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. План намеча­ет распределение всего автомобильного парка по участкам перевозок каждого вида сельскохозяйственных продуктов, ор­ганизацию оперативного руководства и контроля за ходом перевозок. Планируются меры по обеспечению бесперебойной работы бригад и отрядов с применением передовых методов перевозки и рациональных типов транспортных средств, а так­же четкой приемки, сдачи и механизированной погрузки и выгрузки, проведение мероприятий по повышению технической готовности подвижного состава, оборудованию его для перевоз­ки сельскохозяйственных продуктов, обеспечению проведе­ния технического обслуживания, ремонта, заправки и оказа­ння технической помощи на линии. Кроме того, планом предусматриваются создание условий безопасной работы водителей на линии, обеспечение их отдыха, питания и другие мероприя­тия.

Каждому виду сельскохозяйственной продукции присущи определенные способы уборки, переработки и перевозки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: