Организация перевозки зерна с полей на тока хозяйств должна обеспечивать такую согласованность в работе комбайнов и автотранспортных средств, при которой не было бы простоев комбайнов в ожидании разгрузки и загрузки подвижного состава. Это достигается путем правильного расчета потребного количества подвижного состава для обслуживания комбайнов, разработкой и точным соблюдением графика движения подвижного состава между током и комбайнами и созданием комплексных бригад в составе комбайнеров, водителей, а при использовании тракторов и трактористов.
Необходимое количество подвижного состава для обслуживания комбайнов можно определить по формуле -
А,,-= 'об W б/'б qy,
где Ах - количество единиц подвижного состава, необходимое для доCTaBКlI зерна с поля на ток от одного комбайна; tоб - время оборота единицы подвижного состава, мин; tб - продолжительность наполнения бункера комбайна, мин; W б - грузовместимость бункера комбайНа, т; у - коэффициент испо.1ьзоваиия грузоподъеlНОСТИ подвижного состава; q- грузоподъе~I"ОСТЬ едииицы подвижного состава, т.
|
|
При работе на поле группы комбайнов график движения подвижного состава строится так, чтобы к моменту наполнения бункеров комбайнов на поле возвратилось необходимое количество единиц подвижного состава, обеспечивающее однократное опорожнение бункеров всех комбайнов при полном использовании грузоподъемности всего возвратившегося подвижного cocтава.
Работа комплексных бригад по доставке зерна от комбайнов на тока строится по внутрихозяйственному плану, согласованному с автотранспортным предприятием, чей подвижной состав привлечен к перевозкам. В этом плане предусматриваются очередность и продолжительность уборки (перевозки) зерна на каждом поле, а также изменения комплексных бригад в зависимости от конкретных условий работы. В период ненастной погоды, а также по окончании перевозок подвижной состав по указанию диспетчерской службы переключается на другие участки работы.
Организация перевозок зерна с токов на хлебоприемные пункты и предприятия должна обеспечить своевременный вывоз зерна государству при минимальных транспортных расходах.
Планы работы отрядов составляют транспортные предприятия - участники перевозок, совместно с сельхозорганизациями на основе плана размещения автомобильного транспорта и пропускной способности погрузочно-разгрузочных точек. Сводный план работы отрядов, действующих в районе тяготения данного приемного пункта, составляется всеми АТО, чей подвижной состав действует в том районе, согласовывается с хлебоприемным пунктом, районным управлением сельского хозяйства.
|
|
На основе сводного плана работы отрядов АТО разрабатывают график работы отрядов на перевозках зерна из хозяйств на хлебоприемные пункты, который является основным документом оперативного планирования работы подвижного состава. Графики работы отрядов разрабатываются, согласо- вываются, утверждаются в том же порядке, что и планы работы. отрядов. Копии графиков или необходимые выписки из них направляют всем, от кого зависит их выполнение.
Зерно с полей на тока вывозят на автомобилях с универсальными кузовами, тягачах и тракторах с прицепами, автомобилях-самосвалах. Автоотряды, занятые перевозкой зерна с токов на приемные пункты, наиболее рационально, если позволяет проходимость дорог, укомплектовывать автопоездами, автомобилями большой грузоподъемности, имеющими высокую производительность и требующими относительно небольших затрат на единицу транспортной работы.
Во избежание потерь и порчи зерна при транспортировке кузова автомобилей, прицепов и полуприцепов должны быть оборудованы уплотнителями в бортовых сочленениях, снабжены брезентами или другими материалами, защищающими зерно от атмосферных осадков и распыления. Борта должны быть наращены до высоты, обеспечивающей более полное ис· пользование грузоподъемности подвижного состава, но не превышающей установленной нормы.
3. Перевозка силоса, сахарной свеклы, картофеля, овощей.
Перевозка силосной массы осуществляется автомобильным подвижным составом и тракторными поездами. Наиболее рациональной формой организации перевозок силосной массы является применение бригад, укомплектованных однотипными транспортными средствами (автомобилями или тракторами с прицепами), позволяющими обеспечить ритмичную работу комбайна. В состав комплексной бригады входят комбайнер, водитель (при работе тракторов с прицепами - трактористы) и механизаторы, работающие на разгрузочных машинах. Применяемый подвижной состав - автомобили с универсальными кузовами или тракторы с прицепами. Для повышения производительности подвижного состава борта кузовов наращивают щитами.
Потребное количество единиц подвижного состава при формировании комплексных бригад определяют в зависимости от урожайности силосируемых культур, производительности уборочной техники, продолжительности загрузки одного автомобиля или тракторного поезда из комбайна и времени оборота единицы подвижного состава. Количество разгрузочных механизмов Мм, например тракторов, для стаскивания силосной массы с кузова автомобилей и тракторных прицепов определяется по формуле:
Мм = Ахtр/ tоб
где
Ах - количество автомобилей или тракторных поездов, работающих в бригаде: tр - продолжительность разгрузки автомобиля или тракторного поезда. мин; tоб - продолжительность оборота единицы подвижного состава, мин.
Уборка сахарной свеклы производится несколькими способами: поточным, поточно-перевалочным и раздельным. При поточном способе свекла перевозится прямо от комбайнов на caхарные заводы. Этот способ возможен в сухую погоду, когда автомобили могут подъехать по плантации к комбайнам. В сырую погоду, когда движение автомобилей по плантации невозможно, или по другим причинам применяется поточно-перевалочный способ, при котором свекла от комбайнов тракторными поездами доставляется в полевые бурты, расположенные вблизи дорог, а из буртов погрузчиками грузится в автомобили для перевозки на сахарные заводы или приемные пункты. При раздельном способе уборки свекла выгружается из бункера комбайна в кучи на поле, а затем, после очистки, грузится, на подвижной состав и перевозится на сахарные заводы или приемные пункты.
|
|
Доставляют сахарную свеклу на свеклоприемные пункты, создаваемые на период ее уборки и заготовки, механизированные транспортные отряды, подвижной состав которых работает по часовым графикам. В состав отрядов включаются: при раздельном способе уборки и вывозке свеклы - трактористы (машинисты) погрузчиков и водители, при поточном - комбайнеры и водители; при поточно-перевалочном организуются комплексные бригады для работы на плантациях (уборка, очистка свеклы, доставка в полевые бурты) в составе комбайнеров, трактористов тракторных поездов, машинистов погрузчиков и водителей.
Перевозка картофеля и овощей с полей и складов хозяйств производится автомобильными отрядами, комплектуемыми автомобилями повышенной грузоподъемности и автопоездами. При необходимости в состав отрядов включают погрузочно-разгрузочные механизмы. При неудовлетворительном состоянии подъездов к полям и складам отрядам придают тракторы и подкатные тележки для буксировки полуприцепов тракторами к местам погрузки картофеля и овощей, а затем к автомобильным дорогам.
Планы и графики работы автомобильных отрядов, оперативное руководство и контроль за выполнением перевозок разрабатываются в том же порядке, что и при перевозках зерна.
Картофель и овощи перевозят навалом, в таре и контейнерах. Применение последних обеспечивает большую сохранность груза при перевозках и в процессе хранения, позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные операции и увеличить производительность подвижного состава. Подготавливают порожние контейнеры к перевозке (складирование, индивидуальная увязка и группировка в пакеты) грузоотправители. Приемка и сдача порожних контейнеров осуществляются счетом мест. При продаже картофеля и овощей по закупочным ценам порожние контейнеры заблаговременно доставляются к месту загрузки силами и средствами грузополучателя, при продаже по розничным ценам - силами и средствами грузоотправителей.
Подготовку товарно-транспортных документов, загрузку контейнеров картофелем или овощами на полях, плантациях и в хранилищах, а также группировку контейнеров в автомобильные отправки по видам сельскохозяйственных продуктов осуществляют грузоотправители за свой счет до прибытия транспортных средств под погрузку.
|
|
Загруженные картофелем и овощами контейнеры АТО принимают от грузоотправителей и сдают грузополучателям по счету мест и весу.
Контрольные вопросы:
- Перечислить особенности перевозки сельхозгрузов.
- Какие применяются схемы организации перевозок сельхоз продукции?
- Что в себя включает единый комплексный план перевозки грузов?
- Каковы особенности перевозки зерновых культур?
- Как определить потребное количество автомобилей для обслуживания одного зерноуборочного комбайна?
- Как организуется работа комплексных бригад при уборке зерновых культур?
- Каковы особенности перевозки силосной массы?
- Как определить количество погрузочно-разгрузочных механизмов?
- Каковы особенности перевозки сахарной свеклы?
- Каковы особенности перевозки картофеля и овощей?