Социальное партнерство: понятие, цель, формы и принципы

Лекция № 3 Социальное партнерство

План

  1. Социальное партнерство: понятие, цель, формы и принципы.
  2. Представители работников и работодателей.
  3. Коллективные переговоры

Социальное партнерство: понятие, цель, формы и принципы

Социальное партнерство рассматривается исследователями в качестве:

- метода трудового права;

- принципа трудового права;

- способа разрешения трудовых споров;

- средства и формы взаимодействия;

- инструмента регулирования социально-трудовых отношений;

- формы организации взаимодействия работодателей, работников и государства;

- процедуры разграничения, согласования и обеспечения законных интересов в сфере социально-трудовых отношений.

Такое многообразие подходов к определению социального партнерства по мнению С. Ю. Чучи объясняется не только новизной явления, малой проработанностью темы в трудах исследователей, но и междисциплинарным характером данного феномена, изучением которого занимаются юристы, социологи, экономисты, психологи.

В настоящее время в понятие социального партнерства в большинстве западных стран вкладывается следующее содержание:

1) согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне распределения доходов и социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости мер по защите интересов субъектов трудовых отношений;

2) переговорный характер коллективно-договорного процесса и урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий;

3) наличие механизмов и институтов, используемых для согласования интересов социальных партнеров на различных уровнях;

4) участие наемных работников в управлении предприятием;

5) снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов посредством разнообразных методов примирения сторон.

В СССР идеи социального партнерства получили развитие в к. 80-х гг. 20 века:

- Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» (не действует);

- Закон РФ от 11.03. 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»;

- ФЗ от 01.05. 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Сегодня ст. 23 ТК РФ впервые дает легальное определение социального партнерства. Оно включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового характера.

Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Цель социального партнерства:

согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.

Социальное партнерство включает в себя:

    1. двусторонние отношения между представителями работников и работодателем;
    2. трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоопределения.

Взаимодействие между сторонами трудовых отношений может проявляться в различных формах:

- ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- участия работников, их представителей в управлении организацией;

- участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК РФ).

Но кроме форм социального партнерства, закрепленных в ст. 27 ТК РФ, на практике возможны также следующие:

- создание коордиционных комитетов по занятости;

- совместное участие в управлении внебюджетными фондами и др.

Основные принципы социального партнерства закреплены в ст. 24 ТК РФ:

- равноправие сторон (равные права по участию в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития)

- уважение и учет интересов сторон;

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (проявляется в закреплении на законодательном уровне основных правил взаимодействия сторон; предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах; установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушении или невыполнении коллективного договора, соглашения);

- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- полномочность представителей сторон (полномочия предоставляются представителю стороны учредительными документами, решением общего собрания (конференции) и т. п. Они должны быть надлежащим образом оформлены.);

- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (нельзя включать в договорные акты положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово-экономических возможностей работодателя, других обстоятельств);

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений (обеспечивается возможностью вступления в коллективный спор, объявить забастовку);

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Вопросы для контроля:

1. Вставьте пропущенное слово:

Цель социального партнерства – ______________ интересов работников и работодателей.

2. Отметьте верные ответы:

Одним из принципов социального партнерства является

А) равноправие сторон;

Б) обсуждение только тех вопросов, которые определены ТК РФ;

В) обязательность выполнения коллективных договоров;

Г) отсутствие ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: