Роль в игре

Роль появляется в игре на границе раннего и дошколь​ного возраста. На третьем году жизни наблюдается эман​сипация ребенка от взрослого. Одновременно у дошколь​ника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, играя, малыш начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрос​лого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не назы​вает себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребе​нок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения роле​вых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я -шофер, я - врач. Взятая роль придает определенную на​правленность, смысл действиям с предметами: мама вы​бирает для игры игрушки или предметы, которые необ​ходимы для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумаж​ки для горчичников, из бутылочки наливает воображае​мое лекарство и т.п. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определен​ной атрибутики: у мамы - набор предметов быта, у вра​ча - медицинские инструменты, лекарства, у шофера -транспортное средство. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста используют игруш​ки, реальные предметы (ложка, тазик для купания кук​лы), а также предметы-заместители (карандаш или палоч​ка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шпри​цем). Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно-игровых дей​ствий: врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т.п.

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли ста​новится значимым мотивом игровой деятельности: у ре​бенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэто​му ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о де​тях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хо​рошо работали, чтобы пассажирам было удобно). Ребе​нок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становит​ся средством взаимодействия. Поскольку у детей форми​руется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры - процесс довольно эмо​циональный. Помощь педагога необходима.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заклю​чается в типичных отношениях лица, роль которого вы​полняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диало​ги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дош​кольники неохотно выполняют роли, которые, по их пред​ставлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ре​бенок принимает во внимание не столько внешнюю ло​гику, последовательность действий (есть свободная по​лоса на аэродроме, значит, самолет может приземлить​ся), сколько смысл социальных отношений (полоса свободная, но надо запросить диспетчера, чтобы не слу​чилось аварии).

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой дея​тельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой и режис​серской игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: