Международно-правовое обеспечение безопасности

Россия уже имеет опыт прокладки трубопроводов по дну моря. В Турцию проложен по дну Черного моря трубопровод "Голубой поток". Планируется прокладки по дну Балтийского моря Северо-Европейского газопровода, но правовое обеспечение контроля, защиты нефтепроводов в международных водах не проработано. Следует признать, что в акватории Финского залива для компании ОАО «АК «Траснефть» установлена зона ответственности площадью равной 3,8 кв. км. Для ликвидации возможных аварий создана аварийно – восстановительная служба в составе 120 аттестованных специалистов. Но это исключение из правил. В принципе уже сейчас, на этапе подготовки строительства, необходимо готовить международные структуры, международные договора с той же Латвией, Литвой, Эстонией, Польшей и Германией вдоль берегов которых в нейтральных водах, будет проходить трубопровод. Возможно и не совсем не прав Президент Польши Квасневский, говоря о экологических недостатках проекта. Каждое государство естественно будет действовать в своих в первую очередь интересах. С точки зрения экономической безопасности правительства Германии и России подписывая соглашение правы. Прокладывая трубопровод без посредников они гарантируют себе в первую очередь, что перекачки газа не будут зависеть от политических процессов проходящих в странах Балтии, Польши или Украины. Вместе с тем вопросы согласования взаимодействия со странами, вдоль побережья которых будет проложен трубопровод должны быть проговорены. С другой стороны двустороннее подписание наоборот облегчит переговорный процесс. Если эти государства хотят проложить ответвление газопровода, аналогичное финскому или шведскому, то естественно они уже будут вынуждены идти на уступки в том или ином вопросе.

Немаловажным для безопасности на море является наличие в структурах эксплуатирующих морской газопровод разведывательных и спасательных структур. В обязанность, которых вменены проверки состояния трубопроводов после прохода судов, после штормовых явлений, параллельно показаниям приборов в производственно – диспетчерском управлении. Система безопасности должна предусматривать защиту не только от техногенных катастроф, но и актов терроризма на суше, и на море. Организация безопасности трубопроводов это вопрос государственной безопасности, по которому правительство должно принимать решения. Та нормативная база, которая сейчас существует по защите и безопасности трубопроводных сетей, она современным реалиям безопасности не соответствует.

Изменения в законодательной базе, технической и проектной документацию по безопасности трубопроводных систем.

Главная проблема в снижении уровня безопасности на трубопроводах для России не деньги, а воля. Должна быть проявлена воля президента, дать поручение правительству направить в Государственную думу соответствующие поправки в имеющиеся законы по безопасности стратегически важных объектов – трубопроводных систем.

В частности, разработать законодательство по частным военным структурам, решить порядок передачи этим структурам части прав на использование инфраструктуры, космической техники и вооружений. Все должно быть определено решениями государства, законодательными актами, соответствующими положениями, инструкциями.

Может возникнуть резонный вопрос, кто должен за все это платить, можно себе представить, сколько все это может стоить? Должны платить владельцы. Государственные структуры и частные организации в равной мере. На уровне глав регионов должны приниматься соответствующие решения о вооруженной охране опасные объектов. Аналогичные решения должны приниматься на уровне местных властей, директоров крупных предприятий, связанных с непрерывным производством. Частным структурам, которые владеют трубопроводными системами, не хочется вкладывать дополнительные средства для обеспечения безопасности. Должна быть государственная воля, которая заставит руководителей государственных и частных предприятий, вкладывать деньги в новую систему безопасности, организовывать новые объекты, посадочные площадки для вертолетов, закупать беспилотные летательные аппараты, легкие летательные аппараты. Для действий в горно-таежных районов - предусмотреть дельтапланы, в условиях российского бездорожья современную технику. Устанавливать современные наблюдательные и сигнализационные системы.

Модернизировать ту систему ВОХР, которая сейчас имеется, для нейтрализации новых угроз терроризма невозможно. Дешевле построить новую. Решение проблемы безопасности и предупреждении террористических актов на нефтегазовых трубопроводов возможно только в совокупности проведения сплошной очистки территории, разработке новой концепции безопасности трубопроводных систем, изменение и ужесточение требований к проектированию и строительству с учетом террористической угрозы, формированию системы деятельности частных военных организаций, изменения законодательной базы и принятия отдельных международно-правовых актов, регламентирующих деятельность структур безопасности на суше и на море.

По нашим прогнозам, в ближайшее время таких событий, как подрывы газонефтепроводных трубопроводов в Дагестане, станет больше. Их будет больше и на территории центральной России, хотя бы потому, что даже в Подмосковье только в позапрошлом году, было несколько терактов на газопроводах и на линиях ЛЭП и если не принять срочных мер, то на восстановление потребуется выделение больших средств, чем на заблаговременно подготовленную энергетическую безопасность.

Направления деятельности США в энергетическом плане в СНГ.

Вся внешнеполитическая линия Соединенных Штатов Америки на Южном Кавказе в ближайшие годы будет нацелена на решение следующих задач:

- создание условий, при которых Россия, не смогли бы контролировать и направлять развитие процессов на Южном Кавказе в ущерб американским интересам;

обеспечение американскому бизнесу доступа к топливно-энергетическим и иным ресурсам Каспия, маскирующейся под энергетической безопасностью, по причине неуверенности и стабильности источников углеводородов на Ближнем Востоке;

- использование военно-политической конъюнктуры благоприятной для США, сложившейся в ходе антитеррористической операции в Афганистане, расширение и модернизация предоставленных Вооруженным Силам США военных баз и получение дополнительных объектов оборонной инфраструктуры и всестороннего укрепления отношений со странами Южного Кавказа и Средней Азии;

В политическом плане присутствие США на Кавказе основано на «Акте о поддержании свободы», и закона «О продвижении демократии» и продвигаются на основе принципов «демократических стандартов», предполагающих «распространение демократии, как средство достижения безопасности и стабильности»и «помощи формирующимся демократиям в приведения в действие демократических принципов». Критерием оценки для США «политической трансформации» в странах Южного Кавказа являются «прозрачность выборов» и «степень демократизации СМИ».

Эти цели Америка осуществляет через «Бюро демократии, прав человека и труда» - структурного подразделения госдепартамента США и Федеральное правительственное Агентство США по международному развитию (аналог европейского «плана Маршалла»).

Кроме государственных структур в Южном Кавказе активно присутствуют не государственные структуры и фонды (Сороса, Национальный фонд за демократию – «поддержки профессиональных структур»). В совокупности деятельности государственных и негосударственных структур налажен и идет процесс «мягкого выдавливания» России из Кавказских государств.

Следует признать, что нынешнюю национальную политическую элиту государствКавказа, пророссийски настроенную Россия бездарно упустила.

Для противодействия американскому политическому влиянию, Россия может усилить свое присутствие в странах Южного Кавказа и воздействие на национальную элиту, с перспективой на молодых лидеров и молодых специалистов, русскоязычное население по нескольким направлениям.

Всяческая поддержка в продвижении национальных лидеров, не входящих в число явных сторонников американского присутствия из числа титульной нации и руско-язычного населения.

Расширение количества грандов для поступления в элитные российские ВУЗы и ВВУЗы, увеличения квоты для студентов и аспирантов из государств Южного Кавказа в российских вузах.

Строительство в непосредственной близости сЮжным Кавказом ретрансляционных вышек для увеличения дальности передачи российского телевидения, радио.

Усиление политико-культурного присутствия России в государствах Южного Кавказа возможно путем создания структуры аналогичного американскому фонду или реанимации и максимальной поддержки всяческих «Обществ дружбы» Организация максимальной поставки вЮжного Кавказа, компакт дисков, дискет, печатной литературы на русском языках художественной, музыкальной, спортивной, религиозной литературы для всяческой поддержки русскоязычного населения.

В энергетическом плане: Соединенные Штаты будут и впредь проводить на Кавказе политику, которая позволит им продолжать увеличивать количество вариантов поставок энергоносителей, размещать свои военные силы в непосредственной близости к районам, где существует реальная угроза (их интересам). Гибкость американской политики в Кавказе при решении энергетических проблем основывается на уравновешенной, выверенной политики, которая позволяет Соединенным Штатам оставаться там, где им необходимо, но дистанцироваться от некоторых моментов, касающихся политических режимов государств южного Кавказа

Основным регионом в американской национальной безопасности, является Каспийский регион – важный альтернативный источник ископаемого топлива. Однако чтобы более полно представить ситуацию, необходимо напомнить, что добыч нефти на Каспии, сопоставима с общей добычей Ирака и Кувейта, но намного меньше добычи всех стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Ожидается, что объем добычи, в 2015 году достигнет 4 миллионов баррелей в день. Для сравнения: страны ОПЕК в 2006 году добыли 45 миллионов баррелей. Каспий не самый крупный в мире источник нефти и газа, вдобавок их добыча затруднена. Доступу на рынки препятствуют политические и географические условия, включая продолжающееся российское влияние, ограниченный доступ к водным путям, за исключением Каспийского моря, и плохо развита экспортная инфраструктура.

Однако это регион весьма важен с геополитической и геоэкономической точек зрения. Россия контролирует большинство нефтяных экспортных маршрутов из Средней Азии и Каспийского бассейна. Однако усилия основных западных нефтяных компаний (трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, или запланированные инвестиции Индии и Китая в центрально-азиатский нефтяной сектор) привели к тому, что появилось множество вариантов нероссийских экспортных маршрутов и богатый выбор клиентов.

По мнению американских специалистов (Фионы Хилл, Фредерика Стара, Ариэля Коэна) Эти программы могут нарушить российскую монополию на транзит энергоносителей из стран Каспия и Средней Азии, но они также способствуют (вторжению в регион) и усилению борьбы других экономических систем, испытывающих энергетический голод, поэтому Америка и страны Запада ссылаясь на «усиление экономического национализма в России» подталкивают заинтересованные страны к тому, чтобы потребовать своей доли средне -азиатских ресурсов углеводородов.

В ближайшие года Америка на Кавказе с большой долей вероятности будет стремится в энергетическом плане:

- поддерживать проекты по увеличению количества нероссийских маршрутов транзита энергоносителей нефти и газа Каспия, Средней и центральной Азии;
- продолжать развивать связи США с средне - азиатскими государствами для развития торговли и обеспечения безопасности;
- продолжить поощрение хорошего управления, современных институтов и законодательных реформ в среднеазиатских государствах;
- осторожно подходить к режимам, с которыми США в настоящее время в не очень хороших отношениях, но с учетов главных национальных приоритетов,таких как энергобезопасность и глобальная война с терроризмом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: