Перерастания правовых, энергетических и транспортных проблем в военно -политическое противостояние

Можно полагать, что внешнеполитическая линия Соединенных Штатов Америки в Каспийско - Кавказском регионе в ближайшие годы будет нацелена на решение нескольких задач. Создание условий, при которых Россия, не смогли бы контролировать и направлять развитие процессов в данном регионе в ущерб американским интересам. Обеспечение американскому бизнесу доступа к топливно-энергетическим и иным ресурсам Каспия, маскирующейся под энергетической безопасностью, по причине неуверенности и стабильности источников углеводородов на Ближнем Востоке. Использование военно-политической конъюнктуры благоприятной для США, сложившейся в ходе антитеррористической операции в Афганистане, расширение и модернизация предоставленных Вооруженным Силам США военных баз в Средней Азии и получение дополнительных объектов оборонной инфраструктуры для развертывания ПРО на территории Азербайдана и Грузии. Этим целям будут отвечать подписание с Казахстаном «Хартии о стратегическом партнерстве», с Таджикистаном «Совместного заявления».

В Каспийском регионе кроме США, Великобритании, и Турции все заметнее стало присутствие Германии, Китая, Саудовской Аравии, ОАЭ, Японии. При этом следует отметить, что присутствующие сырьевые англо – американские компании контролируют примерно 27% нефтяных запасов и около 40 % газовых, но останавливаться на этом не намерены.

Прошедшие в 1991-1992 годах грузино – осетинский и в 1992-1993 годах грузино –абхазский конфликт, Карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном в которых участвовали или в разной степени были вовлечены Россия, Турция и Иран, также сказался не в лучшей степени на развитии отношений Кавказских и Каспийских государств и только усилил милитаризацию Каспия.

Между Каспийскими государствами сейчас есть и экономические и военно-политические и географические противоречия, при вмешательстве «международного сообщества» то ли в формате США, то ли в формате НАТО могут эти противоречия значительно усложнить.

Понятно стремление Вашингтона усилить свое влияние в этом регионе. Это обосновывается и стремлением обезопасить транспортный коридор нефтепровода Баку - Тбилиси – Джейран, и усилить свое военное присутствие на Каспии и иметь тыловые базы в случае силового решения Иранской проблемы, правда об этом варианте в последнее время в Вашингтоне стараются не говорить. Об этом прямо заявили и посол США в Азербайджане Рино Харниша в интервью американскому агентству AFP, сказав, что «Вашингтон уже выделил 30 млн. долларов на усовершенствование береговой охраны Азербайджана. Теперь США намерены потратить 135 млн. долларов в рамках программы «Каспийский страж», которая предусматривает улучшение состояния ВМС Азербайджана и Казахстана[15]». По данным этого агентства, по заказу правительства США компания Washington Group International уже построила штабы и соорудила две радиолокационные станции. Кроме того, в рамках индивидуального плана партнерства с НАТО будут оснащены ВМС и пограничная служба Азербайджана новейшей техникой. Об этом же заявил, выступая в конгрессе США, главком европейского командования ВС США генерал Джеймс Джонс. По словам генерала Джонса, США ведут большую работу и:» достигли огромного прогресса в продвижении в жизнь программы «Каспийский Страж». Суть этой программы состоит в создании интегрированного режима контроля в воздухе, на воде и на сухопутных границах Азербайджана и Казахстана и быстром реагировании на возникновение чрезвычайной ситуации, включая угрозы нападения террористов на нефтяные объекты «. Дополнительные сведения предоставила газета «Уолл-стрит джорнел», сообщив о том, что командный центр «Каспийского стража» будет находиться в Баку. Официально провозглашается борьба с ядерными устремлениями. Поэтому делается попытка окружить в первую очередь Иран военной инфраструктурой, «на всякий случай». А когда это случай появится, использовать военный потенциал с максимальной отдачей.

Но у России есть стремление ограничить влияние США в зоне непосредственно примыкающей к центральным областям России – Уралу и Поволжья. Москва. Москва обоснованно подозревает, что планы «Каспийского стрижа» направлены не только против Ирана, но против ее. Реализация «Стрижа» поставит под угрозу оборонные интересы и России, и Ирана. Каспий оставаясь внутренним озером, всегда был территорией и зоной влияния Росси. Выход США во внутреннее озеро это уже прямое направление к индустриальному Уралу и Западной Сибири и Поволжью.

Видимо поэтому в Астрахани на Международной конференции по вопросам безопасности на Каспии президент РФ высказался за то, что «государства Каспия с объединением усилий смогут эффективно сами решить все эти вопросы[16]». Однако похоже, что финансовый прессинг США на Каспии это еще один клин, вбитый в отношения между Россией и ее прикаспийскими соседями.

На Каспии, как ранее в Киргизии и Таджикистане началось соревнование в развертывание военного присутствия России и США, а это в условиях нестабильной ситуации вокруг иранской ядерной программы грозит созданием нестабильной ситуации в российском Предуралье и Поволжье. В большой степени это будет зависеть от уровня военных потенциалов Каспийско Кавказских стран. Государства региона являются членами различных блоков и международных структур. Турция – член НАТО, Грузия и Азербайджан на пути к членству в альянс. Постсоветские страны члены СНГ, одновременно Грузия и Азербайджан члены ГУАМ, а Россия, Казахстан, Армения члены ОДКБ и ШОС. Все государства имеют огромные запасы вооружений и армии, имеющие боевой опыт, что представляет значительный риск для всего пространства Кавказско-Каспийского региона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: