ВВЕДЕНИЕ
Пособие предназначено для самостоятельного изучения дисциплины «Анализ городской среды». Целью лекционного курса дисциплины является получение студентами теоретических знаний анализа городской среды.
Структура пособия содержит Модуль 1. Городская среда, в составе которого четыре темы лекционных занятий, Модуль 2. Формирование благоприятной городской среды, включающий шесть лекционных тем, Модуль 3. Городская среда как пространство информационных коммуникаций, раскрывающийся в трех темах лекций, а также раздел по выполнению задания и литература.
МОДУЛЬ 1. ГОРОДСКАЯ СРЕДА
Лекция 1.1.
Понятие городской среды.
Городской интерьер
Городская среда – это сложное и многомерное понятие. Можно определить ее как антипод среды природной или сельской, что подразумевает под собой отличие образа жизни человека в условиях процесса урбанизации.
Если рассматривать историческую трактовку данного понятия, город – это место компактного поселения людей, отгороженного крепостной стеной или условной границей от «внешнего» пространства. Современная трактовка города звучит иначе. Город – это крупный населенный пункт, жители которого в основном заняты в сфере промышленности, услуг, управления, науки и культуры.
|
|
Город имеет следующие признаки:
преобладание застроенной части над незастроенной;
преобладание искусственных покрытий;
преобладание многоэтажной застройки;
развитая система общественного транспорта;
система наземных и подземных коммуникаций;
развитая торговая сеть;
наличие промышленных предприятий и предприятий сферы услуг;
высокий уровень загрязнения окружающей среды;
высокая плотность населения;
специально созданные рекреационные территории;
культовые сооружения.
Пространственное строение городской среды состоит из множества средовых объектов и систем. Оно формируется по известным законам градостроительства и архитектуры. У города есть каркас, образованный сетью улиц, общественных центров, и «ткань» - застройка, здания, сооружения, заполняющие ячейки каркаса.
В настоящее время приоритетами дизайна городской среды становятся:
система транспортных магистралей (коммуникаций);
оснащение, оборудование и культура эксплуатации коммуникаций;
визуальные коммуникации всех уровней;
благоустройство средовых комплексов за счет оборудования, предметного наполнения и элементов ландшафтного дизайна.
Городская среда постоянно обновляется не только за счет строительства новых зданий и сооружений, но и благодаря городскому дизайну. Оборудование и предметный комплекс среды практически полностью меняются каждые 20—30 лет — появляются новые бытовые процессы, новые приемы ландшафтной организации и «малые» формы, подземные и надземные переходы и т.д. И этот «дизайнерский» напор современных визуальных компонентов среды становится все мощнее, что делает облик городского дизайна, даже в исторических районах, сопоставимым по степени воздействия с традиционными формами архитектурных и монументально-декоративных решений. Например, реклама на городских улицах фактически потеснила приоритет архитектуры, а приемы искусственного вечернего освещения изменили условия восприятия городских ансамблей.
|
|
Изменения касаются не только среды открытых пространств. Развитие внеуличного транспорта создает новые типы комплексных надземно-подземных сооружений — станций и узлов пересадки, базирующихся на дизайне вертикальных транспортных устройств; информационные системы разного типа — от указателей движения до рекламных установок фирм городского значения - делают среду города своего рода единым многоярусным информационным полем и т.д. Так динамичность городской среды становится не просто признаком ее существования, но и фактором, и следствием непрерывной трансформации образа жизни населения городов.
Городской интерьер - своеобразный синоним понятия городская среда, трактующий ее как фрагмент открытого городского пространства, вычлененный из окружения только вертикальными ограждениями (стенами домов, плотной зеленью и т.п.). Важной его особенностью является наличие так называемых «условных ограждений» — замыкающих улицу или площадь панорам, перспектив, находящихся за реальными границами «интерьерного» пространства и не подчиняющихся воле его проектировщика.
Городской интерьер, как и обычный интерьер, состоит из различных видов пространств:
линейные пространства (улица, проспекты), которые в основном служат для коммуникации;
площади – это места накопления и перераспределения масс людей и транспорта;
смешанные пространства – жилые районы, деловые районы, центр города (когда в одном пространстве смешиваются такие различные функции, как коммуникационные, жилые, торговые и др.).
Большинство «городских интерьеров» сливаются, «перетекают» друг в друга, составляя непрерывную цепь. Поэтому важно уметь разделять средствами архитектуры и дизайна облик соседних сливающихся вместе пространств. Это касается не только разделения функциональных процессов, но и впечатлений от примыкающих друг к другу уголков города.
Лекция 1.2.