Городской интерьер

ВВЕДЕНИЕ

Пособие предназначено для самостоятельного изучения дисциплины «Анализ городской среды». Целью лекционного курса дисциплины является получение студентами теоретических знаний анализа городской среды.

Структура пособия содержит Модуль 1. Городская среда, в составе которого четыре темы лекционных занятий, Модуль 2. Формирование благоприятной городской среды, включающий шесть лекционных тем, Модуль 3. Городская среда как пространство информационных коммуникаций, раскрывающийся в трех темах лекций, а также раздел по выполнению задания и литература.

МОДУЛЬ 1. ГОРОДСКАЯ СРЕДА

Лекция 1.1.

Понятие городской среды.

Городской интерьер

Городская среда – это сложное и многомерное понятие. Можно определить ее как антипод среды природной или сельской, что подразумевает под собой отличие образа жизни человека в условиях процесса урбанизации.

Если рассматривать историческую трактовку данного понятия, город – это место компактного поселения людей, отгороженного крепостной стеной или условной границей от «внешнего» пространства. Современная трактовка города звучит иначе. Город – это крупный населенный пункт, жители которого в основном заняты в сфере промышленности, услуг, управления, науки и культуры.

Город имеет следующие признаки:

преобладание застроенной части над незастроенной;

преобладание искусственных покрытий;

преобладание многоэтажной застройки;

развитая система общественного транспорта;

система наземных и подземных коммуникаций;

развитая торговая сеть;

наличие промышленных предприятий и предприятий сферы услуг;

высокий уровень загрязнения окружающей среды;

высокая плотность населения;

специально созданные рекреационные территории;

культовые сооружения.

Пространственное строение городской среды состоит из множества средовых объектов и систем. Оно формируется по известным законам градостроительства и архитектуры. У города есть каркас, образованный сетью улиц, общественных центров, и «ткань» - застройка, здания, сооружения, заполняющие ячейки каркаса.

В настоящее время приоритетами дизайна городской среды становятся:

система транспортных магистралей (коммуникаций);

оснащение, оборудование и культура эксплуатации коммуникаций;

визуальные коммуникации всех уровней;

благоустройство средовых комплексов за счет оборудования, предметного наполнения и элементов ландшафтного дизайна.

Городская среда постоянно обновляется не только за счет строительства новых зданий и сооружений, но и благодаря городскому дизайну. Оборудование и предметный комплекс среды практически полностью меняются каждые 20—30 лет — появляются новые бытовые процессы, новые приемы ландшафтной организации и «малые» формы, подземные и надземные переходы и т.д. И этот «дизайнерский» напор со­временных визуальных компонентов среды становится все мощнее, что делает облик городского дизайна, даже в ис­торических районах, сопоставимым по степени воздействия с традиционными формами архитектурных и монумен­тально-декоративных решений. Например, реклама на городских улицах фактически потеснила приоритет архитектуры, а приемы искусственного вечернего освещения изменили условия восприятия городских ансамблей.

Изменения касаются не только среды открытых пространств. Разви­тие внеуличного транспорта создает новые типы комплексных надземно-подземных сооружений — станций и узлов пересадки, базирующихся на дизайне вертикальных транспортных устройств; информационные системы разного типа — от указателей движе­ния до рекламных установок фирм городского значения - делают среду города своего рода единым многоярусным информационным полем и т.д. Так динамичность городской среды становится не просто признаком ее существо­вания, но и фактором, и следствием непрерывной трансформации образа жизни населения городов.

Городской интерьер - своеобразный синоним понятия городская среда, трактующий ее как фрагмент открытого городского пространства, вычлененный из окружения только вертикальными ограждениями (стенами домов, плотной зеленью и т.п.). Важной его особенностью является наличие так называемых «условных ограждений» — замыкающих улицу или площадь панорам, перспектив, находящихся за реальными границами «интерьерного» пространства и не подчиняющихся воле его проектировщика.

Городской интерьер, как и обычный интерьер, состоит из различных видов пространств:

линейные пространства (улица, проспекты), которые в основном служат для коммуникации;

площади – это места накопления и перераспределения масс людей и транспорта;

смешанные пространства – жилые районы, деловые районы, центр города (когда в одном пространстве смешиваются такие различные функции, как коммуникационные, жилые, торговые и др.).

Большинство «городских интерьеров» сливаются, «перетекают» друг в друга, составляя непрерывную цепь. Поэтому важно уметь разделять средствами архитектуры и дизайна облик соседних сливающихся вместе пространств. Это касается не только разделения функциональных процессов, но и впечатлений от примыкающих друг к другу уголков города.

Лекция 1.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: