Б. Дебаты при дворе

В этот период проводились и дебаты, которые устраивались ради интереса и забавы Халифов и членов царствующего двора. Некоторые ученые, а также маги, певцы, танцоры и шуты стали постоянным явлением при дворе (Хассан Ибрахим Хассан, "Ислам: религиозное, политическое, социальное и экономическое исследование", Ирак, Багдадский Университет, 1967, (на англ. языке), стр. 356—378). Они соперничали между собой за благоволение Халифов, а также придумывали проблемы исключительно с целью дебатов вокруг них. В итоге Фикх, основанный на предположениях, обретал новые формы в сравнении с теми, в которых он возник из высоких начал в эпоху Сахаба и первых ученых, постепенно трансформировавшись в смехотворный продукт дебатирующего двора Халифов.
Дебаты при дворе породили также догматизм и личное соперничество, ибо потерпевший поражение в той или иной дискуссии терял не только денежное вознаграждение от Халифа, но и личный престиж. Поскольку утрата личного престижа вела и к утрате престижа Мазхаба, к которому принадлежал проигравший спорщик, принцип отстаивания и защиты собственного Мазхаба (независимо от того, прав последний или нет), стал считаться добродетелью. В итоге среди придворных ученых возобладало сектантство Мазхабов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: