Мнения Сахаба

Мнение сподвижников Пророка (c), как коллективное, так и индивидуальное, считалось третьим самым важным источником Исламского права. Этот источник был разделен на две части, исходя из занимаемых Сахаба позиций:

а) Если они были едины во мнении по какому-либо вопросу, такое мнение обозначалось термином Иджма.
б)Если они придерживались разных мнений по какому-то одному вопросу, то мнение каждого из них обозначалось термином арРа'и (личное мнение).

Кийяс

Следующим в порядке важности шел Иджтихад, основанный на доказательстве, находящемся или в Коране, или в Сунне, или в Иджме. Методом рассуждения, к которому прибегали, была дедукция по аналогии, называемая Кийяс. Одним из примеров Кийяса является запрет марихуаны, что вытекало из Хадиса Пророка (c): "Всякое опьяняющее вещество есть Хамр, а всякий вид Хамра есть Харам" Собрано Муслимом ("Сахих Муслим", англ. перевод), т. 3, стр.1108, № 4963) и Абу Даудом ["Сунан Абу Дауд", англ. перевод, т. 3, стр. 1043, № 3672). Поскольку марихуана имеет опьяняющее воздействие, она может быть отнесена к категории Хамр и, таким образом, является Харам (запрещенной).

Истихсан (предпочтение в правовом отношении)

Этот принцип предполагает предпочтения мнения, вытекающего из конкретной потребности практики, мнению, основанному на методе Кийяс. Данный принцип, обозначаемый различными терминами (например, Истихсан), использовался учеными большинства школ правовой мысли. Одно из применений принципа Истихсан — толкование смысла договора на производство и продажу какого-либо предмета. Согласно Кийясу, основанному на изречении Пророка (c)— "Кто берется продавать пищу, пускай этого не делает до тех пор, пока не имеет ее в своем владении" (Сообщено Ибн 'Умаром и собрано Маликом ("Муатта Имама Малика", англ. перевод, стр. 296, № 1324), договоры подобного вида считались недействительными (не имеющими законной силы), ибо вещь, являющаяся предметом продажи, на момент заключения договора не существовала. Однако учитывая, что подобные договоры признаются всеми людьми и потребность в них очевидна, эта Фатва, выведенная на основе Кийяса, была признана необязательной, а договоры подобного плана разрешены на основании принципа превосходства (Истихсан).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: