Как мы с этими больными работаем

Т к 2 нарушения - надо решить 2 задачи

1. восстановление зрительных образов - представлений

2. восстановление объема восприятия.

При афазии мы видим. что эти 2 наруш всегда идут вместе. Но м проявляться в разной степени.

- Восстановление зрит - образов - представлений

Используется система методов -

Различ классификации. Даем серии картинок или фотографий - где один тот же предмет в разных ракурсах. Задача подобрать и отложить

След методы связ с рисованием. Мы даем связ со срисовыванием. Сами рисуем предметы, просим срисовать - птичку, рыбку. Срисовывание у них получается в отлич от самостоят рисунка по слову.

Срисовывание - это простая задача.

Даются более разнообразные варианты - дорисовывать - даем картинку. где отсутствуют элементы - надо их по памяти воспроизвести. Видя другие элементы, от целостного образа ему проще идти

М использоваться методы дорисовывания абстрактных изображений - даем кружки или квадраты -

Просим дорисовать до чайника, лица и т д

Или инстр может звучать - даем абстр фигуры - дорисовать как самому хочется.

Еще могут использоваться методы - даем рисунки с ошибками - должен найти и исправить

Гл смысл- мы с этим образом работаем. Больные не утрачивают эти образы. Они есть в форме энграфич. Мы должны актуализирвоать.

Потом восстанавливается спонтанно

Используется работа на вербальном уровне. Обсуждаем зрит образы

Напр проба - сравнение понятий. М использоваться как восстановит методика.

Задаем вопрос - напр что общего между

Автобус - трамвай

Метд выделения главного и второстепенного

Посуда - имеет объем. Цветом обвести главное - напр объем у посуды.

Именно рисование явл способом для восстановления.

- След стадия - работа по увеличению и восстановления объема восприятия.

Мы говорили. что наруш проявляется в том. что больной испытывает проблемы восприятия верб информации. Возникают проблемы и с экспрессивной речью. Т к объем сужен - проблема произнесения длинных слов. Требуется объем - это слово обработать и подготовить к произнесению

Если просить повторять простые слова - дом. лес, кот - они повторят

Если длинное - кораблекрушение - может быть с ошибками.

Поэтому работаем над тем, чтобы объем увеличить. Чтобы он мог повторять длинные слова - надо разбить слово на части

Напр проблемы со словом молоко - кладем предметную картинку. кот явл образом слова - даем внеш опору - видя картинку, легче слово актуализирует.

Разбиваем на слоги и просим произносить по слогам.

Мо, потом второй ло, потом оба моло, потом добавляем третий, после этого все слово

Если чел слово один раз слово повторил. оно для него становится доступным.

Чаще проблемы с более длинными словами - но подход один - максимально облегчаем произнесение - выводим вовне образ слова - и учим произносить по словам.

При работе по методикам - мы всегда облегчаем больному условия работы. Кладем картинку. Для больного это внутр образ, кот мы выносим вовне. Слово оживает

В большинстве методов используем картинки.

В детском саду картинки - для формирования образов. Здесь - актуализировать.

Можно положить и написанное слово - оно упроченное.

Потом, отработав некот колич - потом этот процесс у больного улучшается.

Потом увеличиваем объем - кладем картинки по 2 по 3.

Амнестич афазия.

Эта форма была очень давно описана, еще в ранних классифик - ее описывал Гольдштейн. Она переходила из классификации в классификацию. Лурия ее включил

Центр дефект - проблемы называния предметов.

Проблемы с называнием м встречаться при любых формах - мот, сенс. Специфика амнестич - проблемы с называнием выступают как единственное расстройство. Можем не видеть больше ничего другого.

Проявляется в том, что чел испытывает проблемы с подбором слов - наз амтнестич трудности, или амнестич западения

Кр амнестич - возникают различ вербальные парафазии. При полном отсутствии литеральных.

Как происходит актуализация слова - обычно актуализируется из того же семантич поля.

Не м сказать вместо картошка- глобус - скажет яблоко или еще что-то.

Как слова группируются в семантич поля. Они структурированы

Напр вызывалась оборонит реакция на слово «скрипка». Произносится слово - и удар током. Формируется психофизич реакция. Оказалось, что если чел называть слова другие из того же семантич поля, они будут вызывать аналогич оборонит реакцию – «рояль». Но не будет вызывать слово «скрепка».

Можно с пом этих средств эти поля исследовать.

Сейчас есть более совр технологии - исследуются через предъявление на компьютере. Предъявляется с большой скоростью слова и компьютер обрабатывает реакцию

Получается информация о полях.

Ту же инф можно подавать через компьютер на большой скорости. Технологии близкие к 25 кадру. Широко применяется в рекламе.

Актуализируется слово из того же семантич поля.

Причина нарушения - это тоже третич зона. Мех м быть несколько

Ц выделяет 2 главных мех

1. 1связан с акустико мнестической - связан с нарушением образов - представлений. У больных диагностируется нечеткость, размытость этих образов.

2. 2 мех - связан с патологич сост коры - затрудняющем процесс выбора слова из нескольких альтернатив. Т е мы видим. что актуализируется несколько слов. В норме чел выбирает нужное, здесь страдает процесс выбора.

Если дальше углубиться - если посмотрим на схему. Зона – третич, в зоне тпо - где страдают восприятие пространства и квазипространства. Этот дефект - тоже имеет пространственный характер. Пространственный выбор нужного слова.

При пораж тпо страдают различ сост психич деятельности. Часто отсутствует в опросниках разделение. Есть опросники по исследованию памяти. Наряду с памятью на текущ события. там же наруш памяти на слова. Там все свалено в кучу. Это разные виды памяти. кот м нарушаться независимо друг от друга. Наруш м быть изолированы. Напр м б проблема с выбором слов, и не нарушена память на тек события.

При этом нарушении у больных сохранны ост процессы- письмо. чтение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: