Необходимо решить гл задачи
1. преодоление дефектов внутр речи. Гл - планирование и программирование.
2. работа над восстановлением актуализации глаголов.
1. 1 стадия - задача - растормаживание глаголов.
Т е используются фразы. кот оканчиваются на глагол. Даем фразы, и больной заканчивает.
2. 2 стадия - восстановление предикативности речи. Отрабатываются связи глаголов с другими частями речи, в перв очередь существит
Перед больным кладутся предметные картинки и дается глагол (нечто похожее при эффер) задача подобрать к слову - глаголу - картинки
Напр отрабатывается идет - дождь. человек, снег, Играет - ребенок. футболист и т д.
Найдя связи слова - задел для произнесения предложения.
Отрабатываются синонимы и антонимы. К слову идет - подбираются близкие по знач глаголы - обычно больному дается табличка - где написано слово и еще несколько слов, из кот он выбирает. Не сам придумывает. Выбирает из списка.
Идет дальнейшее обыгрывание связей. Больной все это записывает. повторяет. Делает попытки построения отдельных предложений.
|
|
3. 3 стадия - восстановление самостоятельной речи. Больной должен заговорить фразой речью
Гл метод метод фишек. Как применятся - перед больным кладется картинка и кусочки бумаги. И надо его обучить. Мы берем руку больного и касаемся его рукой и сами произносим. Потом он - чтобы почувствовал, что касаясь ему легче произносить.
Это очень эффективный метод.
Постепенно происходит интериоризация. В будущем чел может незаметно отстукивать головой, взглядом. Метод присваивается. Мы сами даем задание, чтобы он сворачивал
- Сначала кас фишек,
- Потом убираем фишки - просим касаться стола.
- Потом просим только отстукивать ритм.
И т д. В итоге больной получает возможность самостоят говорить
Смысл метода - у больного страдает речь внутр - страдает целостная структура фразы
Фишки- это структура фразы, кот выносится вовне.
Метод учитывает психологич структуру нарушения речи. Метод очень эффективен.
Можно подробнее о нем почитать, там практич моменты.
Самое главное понимать, знать в целом.
4. Как восст фразовую речь
Даем картинку и задача
- разделить на главные элементы. смысловые части.
- Далее -больной соединяет смысловые части стрелками друг с другом.
- И после этого даем задание составить предложение по первой части картинки.
- И постепенно отрабатываем все остальные части. и больной получает возможность составить целостный рассказ.
То же самое, когда даем задание пересказать рассказ - необходимо создание опор.
Эти опоры - создание плана.
- Рассказ разделяется на несколько частей.
|
|
- Каждой части дается название.
- Больной опираясь на название получает возможность содержание текста развернуть.
Гл помнить, мы должны помочь больному в его наруш деят - необходимы внеш опоры - фишки, предметные картинки, сюжетные - это все помогает больному.
Главное помнить - зачем методы нужны, цель, задача. Помнить, что в клинике идем от механизма, причины нарушения. Восстановление основано на поиске причины. Восст - с опорой на сохранные звенья.
(У нас экзамен
Будет в экзамен сессию.
Экзамен в одни день.
Методы не надо заучивать. Надо понимать, что чего нужны. Надо понимать мех при той или иной афазии и методы, кот м использовать. Все должно идти от мех нарушения.
Надо прочитать Цветкову. Надо понимать, на каких теориях основано восстановит обучение.
Разобрать вопросы. Пользоваться можно аккуратно конспектами. Экзамен в теч зачетной недели).
Вопросы
1. 1 задачи и знач восст обуч
2. 2 теор основы восст впф
3. 3 концепт аппарат нейропсих
4. 4 пути восстанов впф
5. 5 история
6. 6 фс и ее роль в восст психич функций
7. 7 учение о динамич и сист локализации впф и его применение в восст обучении
8. 8 афазия. опред псих содержание
9. 9 сравнит анализ классиф афазий Вернике и Лурии
(можно смотреть в книге) сказать, что мы не сравниваем, как в некот книгах, какие каким соответствуют. Они построены на разных основаниях. Не сравниваем афазии. Там есть проводниковая - очень живучая. И классификация - ее любят неврологи
10. 10 теор принципы восстановления впф. не надо заучивать
11. 11 2 пути восстановления - растормаж и перестройка. И какие бывают напр - внутрисис. межсис. перевод на др уровне
12. 12 психология речи, связь с др психич функциями. Исходя из проблем восстановления