Тенденция считать человеческое тело нечистым ведет начало от идеи противостояния души и тела, так называемого дуализма. Это заблуждение поразило не только христианство. В разные периоды времени под его влияние попадали и люди, принадлежащие другим конфессиям.
Мы были свидетелями того, как ужасно проявилось это заблуждение в секте «Небесные врата». Членов этой секты было легко узнать, они все были «на одно лицо»: черная одежда, кроссовки Nike, одинаковая стрижка. Когда полиция вошла в помещение, которое занимала секта, и обнаружила трупы самоубийц, оказалось, что все тридцать девять ее членов были совсем молодые люди.
Чрезвычайное сходство членов секты было следствием их лжеучения, а их коллективный уход из жизни объяснялся просто. Эта секта проповедовала ненависть к материальному миру вообще и — особенно — к телу и физиологии.
Члены этой секты верили, что для достижения спасения необходимо избавиться от тела, в котором они видели своего рода тюрьму души, а спасение возможно, только если душа освободится от тела. Поэтому о телах они говорили как о «контейнерах». Интересная деталь: этот принцип нередко служит и оправданием для сексуальной неразборчивости, ибо тело отделено от «я» и отношения к душе не имеет. Это ложь, оправдывающая жестокость и ложно-мистические пристрастия и склонности. Но лжеучение «Небесных врат» запрещало вступление в брак как и любое сексуальное действие и проповедовало отвращение ко всему, что его последователи называли поведением «человека-животного».
|
|
Подобно членам секты «Небесные врата», все дуалисты верят не только в существование радикального разрыва между телом и душой, но и в то, что человеческое тело и материальный мир — носители зла.
Дуализм чрезвычайно вредно влиял на христианскую Церковь первых веков и был справедливо осужден как ересь, потому что Писание однозначно отвергает всякий дуализм. Книга Бытие учит, что Бог сотворил небо и землю, а так-же человеческое тело и остался доволен Своим творением. Апостол Павел говорит о нашем теле как о храме Святого Духа и пишет Тимофею: «…всякое творение Божие хорошо…» (1 Тим. 4:4).
Пауль Тиллих напоминает, что это составляет содержание первого пункта Апостольского символа веры: «Верую в Бога Всемогущего Отца, Творца неба и земли». Исповедуя это, христианство отделило себя от дуализма, учения непосредственно родственного язычеству. В христианском понимании тело, душа и дух едины. Современные неверующие принижают значение тела, претендуют на господство над ним и объявляют его объектом, предназначенным для получения удовольствия.
Библейская позиция в этом вопросе ясна: человеческое тело само по себе не является злом; желания плоти, такие как блуд, ревность, пьянство — вот что питается грехом и должно контролироваться.
|
|
В этой связи очень важно знать и понимать сущность библейского мировоззрения. Свойственное христианству уважительное отношение к тварному миру учит нас ценить все Божье творение, включая тело. Мы обязаны заботиться о теле и не нарушать заложенную в нем моральную первооснову. Христианский запрет добрачного секса, гомосексуализма и других форм сексуальной жизни не имеет ничего общего с жесткими ограничениями, цель которых — осуждение всякого удовольствия, связанного с плотской любовью. Смысл христианской морали в уважении к человеческому достоинству, в том, чтобы научить верующих пользоваться своей свободой, чтобы в радости ощущать себя Божьими творениями.
К началу страницы