Вопрос 94: что еще, кроме денег, важно в работе

Лучший ответ на этот вопрос мы, христиане, получаем, глядя на нашего Господа и научаясь от Него правильно понимать достоинство труда.

Богослов II века Иустин Мученик говорил, что в его время нередко можно было видеть крестьян, которые пользовались плугами, изготовленными плотником Иисусом из Назарета.

Вы только представьте себе: второе лицо Святой Троицы, Божий Сын при жизни на земле много времени проводил, трудясь в плотницкой мастерской. Своим примером Бог навсегда установил правильное, уважительное отношение к труду человека в этом мире.

В своей книге The Call (Призыв) теолог Ос Гиннесс напоминает нам о том, что даже самый скромный труд очень важен, если он выполняется во имя Бога. «Поразительно, — говорит он, — что мы можем знать Иисуса не только взошедшим на крест, но простым плотником, трудившимся над плугами и ярмами, которые долгое время потом служили людям». Очевидно, что сделаны они были на совесть, поскольку пользоваться ими могли даже во II веке.

Итак, христианство возникло как вера тружеников. Ученики Иисуса вставали до зари и тащили пропахшие рыбой сети через все Галилейское море, чтобы заработать себе на пропитание.

Первые христиане тоже были тружениками, что восходит к иудейской традиции, которая презирала праздность и сделала труд обязательным требованием к членам ранней церкви. Апостол Павел, ученый раввин, зарабатывал себе на жизнь изготовлением палаток. Он сказал: «…если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). А те, кто трудились, обязаны были делиться результатами своего труда с нуждающимися.

Первые христиане не разделяли древнегреческих предубеждений против физического труда. Платон и Аристотель считали, что большинство населения должно выполнять тяжелую работу, чтобы меньшинство, к которому они причисляли себя, могло предаваться таким высоким занятиям, как искусство, философия и политика.

Историк Кеннет Скотт Латуретт пишет, что «христианство уничтожило рабство, потому что проповедало достоинство труда независимо от степени его престижности. Традиционно тяжелый труд выполнялся рабами и презирался, считался низким и недостойным свободного человека. Однако учителя христианства утверждали, что трудиться должны все и все должны делать это для Бога и перед лицом Бога. Труд стал христианским долгом».

Когда на Европу хлынули полчища варваров, уважительное отношение к труду было сохранено в монастырях, в которые уходило тогда множество христиан. Трудолюбивые монахи создавали настоящие анклавы ремесленного производства, образования, научных знаний и красоты. Они осушали болота, строили мосты и дороги, изобретали устройства, облегчающие тяжелый физический труд. Они переписывали священные тексты, создавали настоящие произведения искусства, иллюстрируя манускрипты, хранили веру и знание. И в каждом своем деле они всегда помнили наставление Святого Августина о том, что labore est orare, т. е. «трудиться значит молиться».

В средние века в христианское мышление начала вновь вкрадываться теория дуализма. Монахи в пределах одного ордена стали разделяться на тех, кто выполнял физическую работу, и тех, кто занимался высокой интеллектуальной деятельностью.

Затем появился Мартин Лютер, до самого основания потрясший средневековые устои. Многие ошибаются, рассматривая Реформацию лишь в контексте теологии; ее влияние на политику, экономику и общественную жизнь было поистине огромно.

Реформация нанесла удар по дуалистическим взглядам на труд. Деятели Реформации видели в церкви не только клир, но и сообщество Божьего народа. Точно так же они относились ко всякому труду, церковному или мирскому, интеллектуальному или физическому, видя в нем один из видов служения Богу.

Весь мир наполнен служением Богу: это не только церкви, но и домашний очаг, кухня, погреб, мастерская у горожанина и поле у крестьянина. Мартин Лютер, цитата из книги «Труд и досуг»

Лютер считал, что «в глазах Бога труд монахов и священников ничуть не выше, чем труд крестьян в поле или домохозяйки, управляющейся в своем доме». Оказалось, что труд уборщицы, оттирающей полы, нисколько не ниже труда человека за кафедрой. Именно благодаря этим воззрениям произошла демократизация трудовой этики.

Деятели Реформации считали, что люди должны понимать исключительность своего призвания трудиться и осознавать себя помощниками Бога в Его делах, трудящимися во славу Его, ради своего житейского блага и полноты жизни.

Аналогично к труду относились американские пуритане, видевшие в нем содействие Богу в Его делах, свое духовное и моральное вознаграждение. Как сказал пуританин Ричард Бакстер, «выбирайте не то дело, которое обогатит вас и принесет вам мирские почести, а то, которое будет благом для вас и поможет избежать греха».

Христиане видят в труде, как и в молитве, возможность послужить Богу, приблизиться к образу Божьему, по которому мы сотворены. Поэтому мы так высоко ценим труд — неотъемлемую часть нашей духовной жизни. Хорошо выполняя свое дело и посвящая его Богу, мы славим и радуем Его.

К началу страницы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: