Питание детей раннего возраста

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕ ГОДА

Питание детей 1-3 лет переходное - от вскармливания младенца к питанию взрослого человека. Процессы роста в этот период проте­кают существенно медленнее, чем в грудном возрасте. В 1-3 года по мере прорезывания молочных зубов (к 2 годам у ребёнка прорезыва­ется 20 зубов) и совершенствования функций желудочно-кишечного тракта в рацион ребёнка вводят всё больше твёрдой пищи и осу­ществляют постепенный переход ко всё более «взрослому» рациону питания. Суточный объём питания в 1-1,5 года равен 1000-1100 мл, в 1,5-3 года - 1200-1500 мл, величина разового приёма пищи может составлять 100-200 г, что следует учитывать при составлении меню для детей 2-3-летнего возраста. Потребность в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела в возрасте 1-3 лет меньше, чем в грудном возрасте. Средняя суточная потребность в белках, жирах, углеводах, калориях составляет: 53 г, 53 г, 212 г, 1540 ккал соответс­твенно. Соотношение между белками, жирами, углеводами должно быть: 1:1:4. Суточная калорийность распределяется следующим обра­зом: завтрак - 25%, обед - 35-40%, полдник - 10-15%, ужин - 25%. Для детей старше года физиологичным считают 4-5-разовое пита­ние. Цельные куски пищи для детей 1-1,5-летнего возраста должны быть размером не более 2-3 см, а предпочтение надо отдавать блюдам кашицеобразной консистенции. В возрасте 1-1,5 года пищу дают в протёртом виде; с 1,5 лет вводят разваренные каши, запеканки, тушёные овощи, с 2 лет можно давать салаты, овощное рагу, рыбу (кусочками) без костей. Последние годы выпускают специализиро­ванные продукты для детей в возрасте 1-3 лет. В их число входят сухие молочные напитки, сухие каши быстрого приготовления, мясорастительные и рыборастительные консервы, овощные и пло­довоовощные консервы. В продуктовом наборе этой группы детей должны присутствовать все группы пищевых продуктов: нежирные сорта говядины, куры, молоко и молочные продукты, крупы, при хорошей переносимости можно включать в рацион орехи, грибы, мёд. Яйца не чаще 1-2 раз в неделю (профилактика аллергического диа­теза), ограничение сахара, не рекомендуются шоколад, икра, крепкие мясные, куриные бульоны, апельсины, мандарины, округлые по форме твёрдые фрагменты пищи (опасность асфиксии). Молоко и I молочные продукты включаются в питание детей этого возраста 3-4 раза в день. Профилактике дефицита железа способствуют потребление мясных блюд в сочетании с мясными гарнирами, содержащими витамин С, а также потребление фруктов, плодово-ягодных соков. Особенностью продуктового набора для этой группы детей может быть большая доля молока и молочных продуктов по сравнению со старшими детьми и взрослыми. Необходимо ограничивать живот­ные жиры по сравнению с растительными. Необходимо обеспечить высокую нутриентную плотность пищи, путём ограничения сахара и других сладостей, имеющую значение в профилактике кариеса. На формирование предпочтений в пище основное влияние оказывает питание семьи или организация питания в детском учреждении, которое посещает ребёнок. Одна из проблем в питании детей этой возрастной группы - проблема аппетита. Хороший аппетит грудного ребёнка может смениться частым его отсутствием в возрасте после года, что вызывает волнение, тревогу у родителей. Пища должна нравиться ребёнку, должна быть полноценной, сбалансированной, удовлетворяющей потребности растущего организма.

Основное правило приготовления пищи в этом возрасте: пища должна быть кашицеобразная, приготовленная на пару, применяется тушение, отваривание, не рекомендуются жареные блюда. Только разнообразие пищи, смесь растительных и животных продуктов поз­воляют обеспечить полноценное питание. Пища должна быть разно­образной и вкусно приготовленной. К каждому новому блюду ребён­ка нужно приучать постепенно, осторожно и терпеливо. Обстановка во время еды должна быть приятной, спокойной; суета и нервозность могут ухудшить аппетит. Не рекомендуется на стол ставить сразу же все блюда. Необходимо правильно составлять меню ребёнка. Блюда из мяса и рыбы лучше подавать на завтрак и обед, крупяные, молоч­ные, овощные продукты - на ужин. Правило здорового и рацио­нального питания - разнообразное питание с применением всех групп пищевых продуктов, обеспечивающих потребности ребёнка в пищевых веществах и энергии.

Воспитание у ребёнка опрятности, навыков при приёме пищи

- С момента введения прикорма (4-6 мес) ребёнку надо мыть руки перед каждым кормлением, вырабатывая, таким образом гигие­нический навык.

- С 4,5-5 мес. приучать ребёнка есть с ложки.

- С 6,5-7 мес. - есть самостоятельно (во время кормления давать ребёнку кусочек белого хлеба, печенья).

- С 7-8 мес. - пить из чашки (сначала чашку держит взрослый, а потом сам ребёнок, в 12 мес. - самостоятельно пьёт из чашки).

- С 8-9 мес. во время кормления сажать на специальный стульчик с высокой спинкой, подлокотниками и подставкой для ног.

- Приучать к аккуратности и выработке отрицательного отноше­ния к неопрятности во время еды (во время кормления ребёнк первого года жизни надо следить, чтобы его лицо и одежда были чистыми).

- С 1 года 2 мес. во время кормления давать ребёнку в руку десерт­ную или чайную ложку, направляя ему в рот своей рукой (ребёнок сначала держит ложку в кулачке).

- С 1 года 4 мес. побуждать ребёнка есть самостоятельно густую пищу, а затем жидкую, помогать регулировать движения, учить самостоятельно пользоваться салфеткой.

- В 1 год 6 мес. ребёнок ест ложкой любую пищу, но ещё нередко проливает её, пользуется сам салфеткой при напоминании.

- К 2 годам ест аккуратно, не обливается, пользуется салфеткой без напоминания.

- В течение 2-3-го года приучать детей с помощью словесных указаний и собственного примера к культурному поведению за столом (держать ложку в правой руке, а хлеб - в левой, не размачивать хлеб в супе, чае, не выходить из-за стола с полным ртом, говорить «спасибо» и т.д.).

- С 2 лет необходимо использовать зубную пасту для молочных зубов, до 2 лет протирать десна и прорезавшиеся зубки стериль­ной ваткой, смоченной в растворе глюконата кальция из готовой ампулы или в растворе, приготовленном самостоятельно (1 таб­летка глюконата кальция, разведённая кипячёной водой до состо­яния жидкой сметаны).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: