Получается, что на 1 августа 2011 г. банки на выдачу кредитов потратили почти все свои и чужие средства, или на 19,7 трлн. больше собственного капитала

Получается, что на 1 августа 2008 г. банки выдали кредитов на сумму свыше 17,72 трлн. рублей, то есть использовали для этого почти все свои и чужие средства, или на 14,7 трлн. больше собственного капитала. Эта сумма на 3,88 трлн. рублей превысила денежную массу, что равносильно фальсификации денег.

Чем при таком созданном банками дефиците можно было обеспечивать платежные поручения и возврат вкладов других клиентов? Ведь свободных денег у многих банков не осталось. На какое-то время ряд из них даже ограничил суммы выплат по «платежкам» организаций и срочным вкладам частных лиц. Такое ограничение следовало рассматривать не только как нарушение договорных соглашений с клиентами, но и как внесудебное, пусть и временное, отчуждение их собственности, что противоречит п. 3 ст. 35 Конституции России.

К концу 2008 г. совокупный внешний долг в стране увеличился до 481 млрд. долларов, составив 113% от суммы золотовалютных резервов, из них на банки и корпорации пришлось 318 млрд. долларов. Это без учета процентов. Если на 1 апреля 2008 г. свободных денег (остаток всей банковской ликвидности) на коррсчетах Центробанка оставалось 960,2 млрд. рублей, то к 1 августа их сумма уменьшилась до 560,2 млрд. рублей.

Затем, вопреки заклинаниям, наступил финансовый кризис. Его проявления ощущались уже в августе 2007 г., когда нерезиденты в связи с обвалом на рынке недвижимости США вывезли из России 9,2 млрд. долларов. Это сразу же сказалось на находившемся в состоянии крайнего перенапряжения долговом российском рынке. Кредитные ставки взлетели вверх. Сильнее всего это проявилось на межбанковском рынке - в конце августа ставки достигли 8,6%. Банк России предпринял тогда невиданные за весь постдефолтовский период меры по стабилизации финансового рынка.

В марте 2008 г. положение опять дестабилизировалось. Но увеличение Банком России объемов рефинансирования коммерческих банков и расширение списка облигаций, принимаемых в залог, временно сняли остроту с банковской ликвидностью.

В июле 2008 г. возник новый кризис ликвидности. Первого сентября объем рефинансирования Банком России коммерческих банков составил 157,5 млрд., а 25 сентября - уже почти 450 млрд. рублей. Ставки по однодневным межбанковским кредитам в конце сентября выросли до 9,38%.

Минфин выделил тогда трехмесячные бюджетные депозиты Сбербанку, ВТБ и Газпромбанку на сумму соответственно 754,2 млрд., 268,5 млрд. и 103,9 млрд. рублей, чтобы решить проблему с ликвидностью средних и малых банков. Кроме того, Центральный банк на четыре процентных пункта снизил ставки отчислений в Фонд обязательного резервирования. Это позволило вернуть коммерческим банкам около 300 млрд. рублей.

В августе начался существенный отток капитала из страны. Ухудшились и условия доступа к относительно дешевым иностранным кредитам. Финансовые власти вынуждены были принять дополнительные меры по регулированию долгового рынка. Для расчетов по внешним долгам Внешэкономбанку выделили еще 50 млрд. долларов.

Дело в том, что треть корпоративных внешних обязательств приходилась на государственные компании и банки, которые занимали деньги за рубежом под залог собственных акций. В кризис обслуживать долги стало весьма сложно, и иностранцы могли прибрать к рукам значительные доли стратегических российских предприятий.

Правительство этого не могло допустить. Поэтому только через ВЭБ стратегически важным компаниям были выданы кредиты почти на триллион рублей. Финансовую помощь получили «Роснефть», «Лукойл», «Газпром», «Русал» и некоторые другие крупные компании, среди которых были и с иностранным капиталом, например, ТНК-ВР. Помогло им государство и искусственной девальвацией рубля, которая принесла, по оценкам, за счет спекулятивных операций около 22 млрд. долларов.

Тогда положение «спас» - помог выиграть время до подорожания нефти - Резервный фонд, в котором накопилось свыше 3 трлн. рублей или около 140 млрд. долларов. Хотя кризиса можно было избежать, если эти средства заблаговременно инвестировали бы в развитие товарного производства и увеличение платежеспособного спроса населения страны, так как оборотных средств у предприятий было катастрофически мало.

Общая сумма средств на счетах нефинансовых организаций на 1 августа 2008 г., включая товаропроизводящие (см. табл.), составляла около 3,2 трлн. рублей. На начало 2008 года она составляла 3,52 трлн. рублей, и в течение года остатки на счетах менялись в небольших пределах. Оборот во всех отраслях экономики в 2008 году достиг почти 74,18 трлн. рублей, в том числе в обрабатывающих отраслях – 17,11 трлн. рублей.

Спрашивается: сколько раз в 2008 году должны были прокрутиться деньги, размещенные на счетах этих организаций, чтобы обеспечить указанную сумму оборота? Получается, 21. Но это немыслимо, в лучшем случае, они с учетом оборота на рынках услуг могли обернуться 5-6 раз, покрыв потребности лишь примерно на 17-21 трлн. рублей. Таким образом, в обороте недоставало оценочно 50 трлн. рублей, то есть намного больше половины средств.

Суммарная задолженность нефинансовых организаций в предкризисном 2007 году возросла на 43%, достигнув 21,4 трлн. рублей, более половины ее составила кредиторская задолженность. В последующие два года эти показатели росли. В 2009 году суммарная задолженность нефинансовых организаций превысила уже 32,56 трлн. рублей, а кредиторская задолженность – 14,88 трлн. рублей.

Можно предположить, что, помимо заимствованных средств, значительная часть оборота в экономике обеспечивалась «теневыми» деньгами и теми самыми фальсифицированными.

«Теневой» оборот в России оценивается примерно в размере 40% по отношению к обороту в экономике. О его масштабах можно судить, к примеру, по продажам в России кожаной обуви.

В 2006 г. согласно данным Росстата отечественное производство составило 25,8 млн. пар, по импорту поставили 46,5 млн. пар на сумму 723 млн. долларов или почти 19 млрд. рублей (среднегодовой курс 26,33 рубля за доллар). На рынке в розницу продали всего обуви на сумму 320 млрд. рублей. Если прибыль с ввозными пошлинами и налогами на импорт суммарно составила даже 100%, то выручка от реализации 46,5 млн. пар импортной обуви была равна 38 млрд. рублей. Тогда получается, что 25,8 млн. пар отечественной обуви продали почти за 282 млрд. рублей, или по 10 900 рублей в среднем за пару, чего не может быть по определению. Пара отечественной обуви стоила в среднем порядка 2000 рублей, поэтому выручка от ее продажи составила 51,6 млрд. против официальных 282 млрд. рублей. А общая выручка от продажи всей обуви составила 89,6 млрд. против официальных 320 млрд. рублей. Таким образом, оценочно, не менее 70% обуви было реализовано на рынке в «тени» за счет непонятно откуда взявшихся денег в сумме 230 млрд. рублей.

В 2007 г. отечественное производство кожаной обуви составило 54,2 млн. пар, по импорту поставили 93,6 млн. пар на сумму 1429 млн. долларов или 35 млрд. рублей (среднегодовой курс 24,55 рубля за доллар). На рынке в розницу продали всего обуви на сумму 355,8 млрд. рублей. Если прибыль с ввозными пошлинами и налогами на импорт суммарно составила даже 100%, то выручка от реализации 93,6 млн. пар импортной обуви была равна 70 млрд. рублей. Тогда получается, что 54,2 млн. пар отечественной обуви продали за 280,8 млрд. рублей, или почти по 5180 рублей в среднем за пару, чего тоже не могло быть. Пара отечественной обуви стоила в среднем 2000 рублей, поэтому выручка от продажи всего количества отечественной обуви составила 108,4 млрд. против официальных 280,8 млрд. рублей. А общая выручка, полученная от продажи всей отечественной и импортной обуви составила 143,4 млрд. против официальных 355,8 млрд. рублей. Таким образом, оценочно, в 2007 г. примерно 60% обуви было тоже реализовано в «тени» за счет неизвестно откуда появившихся 212,4 млрд. рублей.

В 2007 г. процветали также валютный и фондовый рынки. Общий объем торгов валютой, акциями и различными финансовыми бумагами на всех площадках Группы РТС достиг почти 18 трлн., увеличившись за год в 6 раз, а Группы ММВБ – 107 трлн. рублей, увеличившись за год вдвое.

Суммарно это составило 125 трлн. рублей или более 200% по отношению к обороту во всей экономике.

Процветали и операции с недвижимостью, доля которых в ВВП составила 10%, а вклад обрабатывающих производств - лишь 17,8%. Надутый спекулянтами громадный «мыльный пузырь» на московском фондовом рынке – также очередной результат слепого копирования пороков американской финансовой системы. Такому очередному «успеху» реформаторов поспособствовало увеличение в 2007 году на 47,5% объема денежной массы. Она возросла за год до 13,272 трлн. рублей, составив почти 58% по отношению к ВВП, и несколько возрос объем товарного производства.

Однако к 1 сентября 2008 г. денежная масса в сравнении с началом того же года вместо обещанных ЦБ 30-35 % увеличилась всего на 9,5%. Реальный объем денежной массы в 2008 году снизился, что повлияло на снижение темпов роста экономики. При этом реальный сектор экономики, как и в прежние годы, держали на голодном пайке, извлекая из оборота на финансовые спекуляции, а также в минфиновский сундук описанными выше способами значительную часть средств.

Как отмечалось, вся эта картина была накрыта громадным «мыльным кредитным пузырем», надутым из выданных банками фальсифицированной «безналички». Если у вас в кармане есть, допустим, всего 10 рублей, и вас просят одолжить денег, то ведь вы не сможете дать больше того, что есть у вас в наличии, к примеру, одолжить просящему 100 рублей. Однако к 1 августа 2008 г. банки выдали «на сторону» (см. таблицу) кредитов на 3,88 трлн. рублей больше наличествовавшей тогда денежной массы. Как при этом сводили балансы в Банке России, Минэкономразвития и Минфине, непонятно.

Такими оказались очередные печальные последствия продолжающейся с 1992 г. искусственно созданной в стране хронической денежной дистрофии, а по сути – перманентного финансового кризиса, который время от времени обостряется.

Вновь на те же грабли…

Власти из последнего кризиса, который сейчас перерастает в новый, уроков не извлекли, и по-прежнему плетутся в хвосте событий. С конца II квартала 2010 года корпорации продолжили заимствования за рубежом. Ведь дефицит рублевой денежной массы сохранялся, и немалая часть ее все также извлекалась из оборота. В декабре 2010 г. она составила почти 18,53 трлн. рублей или 48,2% по отношению к ВВП, стоили рублевые кредиты дорого и оборотных средств на предприятиях, как и в прошлые годы, было «кот наплакал».

В январе 2010 г. на банковских счетах всех нефинансовых организаций хранилось около 5,46 трлн., и ежемесячные остатки не превышали в среднем 5,5 трлн. рублей, а годовой оборот в экономике составил 81,38 трлн. рублей, в том числе обрабатывающих отраслей – 18,76 трлн. Чтобы его покрыть, средства организаций должны были обернуться за год 15 раз, что тоже немыслимо. Они, в лучшем случае, с учетом оборота на рынках услуг обернулись 5-6 раз, покрыв потребности не более чем на 32 трлн. рублей. В обороте вновь недоставало свыше половины средств.

Часть оборота, как и в прежние годы, покрывалась кредитами, сумма которых к концу года достигла 19,5 трлн. рублей, остальная часть оборота обеспечивалась «теневыми» и фальсифицированными деньгами. Эти данные подтверждают и ежемесячные остатки на банковских счетах организаций, не превышавшие в среднем 5,5 трлн. рублей.

Суммарная задолженность нефинансовых организаций на конец декабря 2010 г. составила 37,02 трлн. рублей, в том числе кредиторская – 17.52 трлн. Около 30% организаций оказались убыточными. Как видим, упомянутые задолженности продолжали расти. Напомню, что на конец 2009 г. они составили соответственно 32,56 трлн. и 14.88 трлн. рублей.

Способствовали оттоку денег из производственной сферы валютный и фондовый рынки, которые, невзирая на кризис, процветали. В 2009 г. общий объем торгов валютой, акциями и различными финансовыми бумагами на всех площадках Группы РТС достиг почти 22 трлн. рублей, а Группы ММВБ – 176 трлн. рублей, увеличившись за год на 60%.

Суммарно это составило 198 трлн. рублей или более 460% по отношению к суммарному обороту всех нефинансовых организаций в экономике.

В 2010 г. обороты составили 46 трлн. и 175,74 трлн. рублей соответственно, а суммарно – 221,7 трлн. рублей или почти 500% по отношению к суммарному обороту всех нефинансовых организаций в экономике. Ежедневно для этого отвлекалось в среднем порядка 750 млрд. рублей. Спекуляции на этих рынках предназначены, в основном, для вывоза валюты за рубеж.

А что происходило в банках в 2011-м, году? Как видно из таблицы, к 1 августа 2011 г. при собственном капитале в размере около 4, 816 трлн. рублей, сумма привлеченных банками средств составила около 22,593 трлн. рублей. Итого, своих и чужих денег оказалось почти 27,41 трлн. рублей. Из них было выдано кредитов и размещено средств в других организациях на сумму свыше 24,49 трлн. рублей (остаток ссудной задолженности).

Получается, что на 1 августа 2011 г. банки на выдачу кредитов потратили почти все свои и чужие средства, или на 19,7 трлн. больше собственного капитала.

В октябре 2011 г. внешний долг российских банков (полученные кредиты, различные долговые обязательства, депозиты нерезидентов и пр.) достиг 160 млрд. долларов, а совокупный внешний долг страны возрос до 535 млрд. долларов, из которого на корпорации приходилось 337 млрд. Остаток всей банковской ликвидности на корсчетах Центробанка на 1 августа составлял 710,2 млрд. рублей. Но к середине октября он возрос до 857 млрд. рублей.

Памятуя о предыдущем кризисе, ЦБ ежедневно для увеличения ликвидности предоставляет банкам кредиты. В октябре их размер колебался примерно от 130 млрд. до 210 млрд. рублей в день. Всего с января до августа этого года сумма кредитов составила 18,7 трлн. рублей и по сравнению с таким же периодом 2010 г. возросла на 23%. Ежедневные остатки на коррсчетах в ЦБ составляли в октябре от 600 млрд. до 930 млрд. рублей.

И вся эта картина была вновь накрыта громадным «мыльным пузырем» кредитов, надутым из выданных банками фальсифицированной «безналички».

Если к 1 августа 2008 г. банки выдали «на сторону» (см. таблицу) кредитов на 3,88 трлн. рублей больше наличествовавшей тогда денежной массы, то к 1 августа 2011 г. разница составила 3,65 трлн. рублей.

Такая тенденция прослеживается с 2007 г. – тогда сумма выданных кредитов превысила денежную массу на 750 млрд. рублей. Но в 2008 г. превышение составило уже 6,66 трлн. рублей, в 2009 г. – 4,35 трлн., в 2010 г. – 3,7 трлн., а к 1 августа этого года – 3,65 трлн. рублей.

Таким образом, можно резюмировать следующее. Почти все российские банки, уподобляясь западным, путем выдачи кредитов, не обеспеченных не только соответствующими банковскими активами, но и денежной массой в стране, проводят, по сути, эмиссию фальсифицированных денег, причем в больших масштабах, и строят из них финансовые пирамиды. А Центробанк ежедневным кредитованием поддерживает эту фальсификацию.

Легализация такой фальсификации во всем мире прикрывается лукавым термином «кредитный мультипликатор». Так назвали коэффициент, показывающий степень роста денежной массы за счёт кредитно-депозитных банковских операций во всей банковской сфере, в результате которых общая сумма депозитов и выданных кредитов может многократно превышать официальную денежную массу в экономике. Кредитная мультипликация – это, по сути, эмиссия «напечатанных» банками денег. Получается, что в стране вместо одного существует множество центров эмиссии - помимо Банка России ее сегодня осуществляют еще 994 коммерческих банка в произвольных размерах.

Но пусть кто-нибудь объяснит, почему изготовление фальшивых «живых» банкнот, – уголовно наказуемое деяние, а эмиссия не обеспеченных не только соответствующими банковскими активами, а вообще денежной массой, то есть ничем не обеспеченных безналичных денег в виде кредитов, – всего лишь «рискованное» использование чужого капитала? Разве это не фальшивая «безналичка», которую можно потом «обналичить»? Ведь в обоих случаях в обращение вбрасываются средства платежа, которые государство не выпускало.

Казалось бы, вот она причина инфляции. Но это не так. Как отмечалось, финансовая и экономическая политика в стране якобы для ограничения инфляции направлена на демонетизацию экономики. С этой целью ЦБ существенно ограничивает размер денежной массы и увеличивает ставку рефинансирования, а Минфин описанными выше способами уводит примерно треть денег из оборота. Тем не менее, при их дефиците в обращении ценовая инфляция продолжает расти. Происходит это во многом из-за ничем не оправдываемого систематического увеличения государством и без того запредельных тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, что провоцирует соответствующее подорожание всего и вся.

Получается, что в этих условиях коммерческие банки, увеличивая с согласия Центробанка денежную массу за счет виртуальных денег, хотя бы частично спасают экономику от безденежья? Отнюдь! Не надо забывать, что подавляющая часть кредитов выдается всего на несколько месяцев, выплаты по ним в годовом исчислении составляют от 15 до 25%, и поэтому долгосрочное кредитование, в чем нуждается реальный сектор экономики, почти отсутствует.

Так что, искусственно ограничивая денежную массу, Центробанк в ущерб интересам государства и общества специально создает коммерческим банкам дополнительные условия для наживы. Думается, противоправной, так как эмиссия денег – исключительная прерогатива государства, которой у нас почти бесконтрольно обладает сам Банк России. Спрашивается, если денежная масса мала, то почему не проводить эмиссию денег в требуемых размерах, не прибегая к «кредитному мультиплицированию»? Ведь тем самым, помимо прочего, вносится определенный хаос в управление финансами.

К сожалению, это общемировая практика. В США фальшивой «безналички», по некоторым сведениям, в 2007 году банки под прикрытием «кредитов» выпустили примерно в 5 раз больше суммы привлеченных и собственных средств, что во многом способствовало возникновению мирового финансового кризиса. Да и сама эмиссия денежной массы в США неподконтрольна мировому сообществу. Иначе говоря, немалая сумма американской валюты в самих Соединенных Штатах ничем не обеспечена.

Замечу, что все приведенные выше данные размещены в официальных документах различных организаций, министерств и ведомств. Однако ни одного сводного среди них, где приводились бы результаты сопоставления показателей, хотя бы те, которые изложены в статье, обнаружить не удалось. Сложилось впечатление, что макрофинансовым анализом в стране никто официально не занимается. Косвенно это подтверждалось некоторой растерянностью властей, включая сами финансовые, застигнутых врасплох «вдруг» возникшим в 2008 г. дефицитом банковской ликвидности.

В этом году повторяется то же самое, «но кризиса у нас не будет». Создается впечатление, что никто в стране на макроэкономическом уровне комплексным управлением финансами не озабочен, а выборочный контроль их состояния осуществляется ради статистики для начальства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: