Мать Константина, молодого человека 18 лет, обратилась за помощью к специалисту по социальной работе. Ее сын не хочет служить в армии и скрывается от представителей военкомата. Сама женщина тоже против его службы, боится потерять единственного сына. Однако переживает: не посадят ли его в тюрьму. Каковы действия специалиста по социальной работе в данном случае?
Примерное решение ситуационной задачи
1. Краткая характеристика исходной ситуации:
- объект, внутренние ресурсы клиента: мать 18-летнего юноши, уклоняющегося от службы в армии, косвенный объект – ее сын;
- предмет деятельности специалиста по социальной работе: социально-психологическое состояние матери, ее отношение к службе в армии ее ребенка;
- субъекты решения ситуации: специалист по социальной работе, представители военкомата, правоохранительных органов, комитета солдатских матерей
- внешние ресурсы разрешения ситуации: ресурсы комитета солдатских матерей, военного комиссариата, возможность прохождения альтернативной гражданской службы.
2. Модельное представление ситуации: противоправное поведение молодого человека, нарушение социального и психологического благополучия матери молодого человека.
Цель работы с клиентом: информирование о возможностях прохождения альтернативной службы, предотвращение нарушения законодательства РФ.
3. Перечень законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию и осуществление процесса помощи клиенту:
- Конституция РФ (1993) ст. 59 «Об обязанности гражданина защищать Отечество и о праве замены военной службы на альтернативную гражданскую»;
- ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» (1998): ст. 22 «Призыв на военную служб», ст. 23 «Освобождение от призыва на военную службу»; ст. 24 «Отсрочка от призыва на военную службу»;
- ФЗ РФ «Об альтернативной гражданской службе» (2002): ст. 2 «Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой».
4. Действия специалиста по социальной работе в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами, основными направлениями деятельности и функциями учреждений социальной сферы. Определение возможных методов и форм деятельности специалиста:
1) беседа-консультация матери, разъяснение последствий нарушения законодательства РФ ее ребенком, осуществление социально-психологической поддержки;
2) осуществление социального посредничества по отношению к представителям общественной организации «Комитет солдатских матерей», военного комиссариата.