Когда это актуально?

Любая современная организация состоит из двух систем управления: одна система обеспечивает решение стабильных (функциональных) задач управления, а другая – переменных (ситуационных, проектных) задач.

Функциональные (стабильные) задачи определяются сложившимся разделением труда в производстве и управлении (должностные обязанности). Чаще всего характеризуются фразами: «мы должны», «вы должны», «это требуется…», «это наша обязанность». Ситуационные задачи являются следствием нарушения в выполнении функциональных задач. Чаще всего характеризуются фразами: «мы еще можем это…», «мы можем…», «мы хотим», «вы хотите» и словом «хотим». Ситуационный подход актуален, когда в организации появляются конфликты между тремя категориями восприятия происходящего: должны, можем, хотим, то есть между функциональными и ситуационными (проектными) задачами.

Возникновение ситуационных задач объясняется наличием на предприятии объективных и субъективных параметров оценки деятельности, а также субъективных и объективных условий деятельности.

Объективные параметры предприятия (параметры, которые являются фактом и не меняются в зависимости от отношения к ним) характеризуют:

- тип и структуру предприятия;

- место и связи предприятия в территориальной, отраслевой системе управления;

- вид результатов деятельности (промежуточных и конечных);

- условия получения результатов деятельности.

Субъективные параметры предприятия характеризуют:

- цель управления;

- функции управления;

- методы управления;

- структуру и связи управления;

- состав управленческих кадров (количество и качество);

- информационную базу;

- используемую технику управления (информационные технологии, оргтехника, пакеты прикладных программ и др.).

Ситуационный подход актуален, когда организация находится в состоянии изменений, перехода на новую стадию развития; когда субъективные параметры предприятия не являются ясными для всей команды. 1.1. Подходы к управлению.

Что такое «подход к управлению»? Что подразумевается, когда мы говорим: «В нашей организации приоритетным считается такой-то подход к управлению»? Как исторически развивались различные подходы?

Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы, технологии управления и практику управленческой деятельности. При этом основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

Выделяют три основных подхода к управлению: процессный, системный и ситуационный. Однако необходимо отметить также наличие вспомогательных подходов к управлению каким-либо объектом. Обзор всех подходов к управлению представлен на рисунке 1. Как наиболее новый, с точки зрения методологической базы, ситуационный подход включает в себя элементы всех подходов.

Рассмотрим каждый подход подробнее:

Рисунок 1 Подходы к управлению


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: