Тема 5. Анализ эффективности транспортного процесса

Ключевым вопросом выбора наиболее рационального вари перевозок является оценка эффективности транспортного процесса. Выбор критерия эффективности зависит от конкретных условий перевозок и решаемой задачи. Различают локальные (частные) и обобщенные (комплексные) критерии эффективности.

Локальные критерии эффективности применяют, если сравниваемы варианты перевозок отличаются по одному отдельно взятому показателю. Так, внедрение часовых графиков перевозок исключает простои автомобилей в очереди. В этом случае эффективность сравниваемых вариантов перевозок может быть оценена одним показателем: длительность простоев автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки. Возможно использование также стоимостной оценки простоев транспорта. Внедрение рациональных маршрутов перевозок обеспечивает уменьшение холостых пробегов. Различие в сравниваемых вариантах в этом случае может быть оценено сокращением порожних пробегов автомобилей либо другими показателями, связанными с порожним пробегом, как-то:

· коэффициент использования пробега;

· общий пробег;

· расход топлива и т.д.

Комплексные показатели эффективности применяют тогда, проводимые мероприятия одновременно меняют несколько характеристик транспортного процесса. Например, замена подвижно става приводит к изменению таких параметров, как:

· грузоподъемность;

· простой под погрузкой и разгрузкой;

· удельный расход топлива;

· амортизацсионные отчисления и др.

В этом случае недостаточно какого-либо частного критерия.

В качестве локальных показателей эффективности используют технологические параметры транспортного процесса:

· среднее расстояние перевозки;

· нулевой пробег;

· порожний пробег;

· суммарная грузоподъемность автомобилей;

· средний коэффициент использования грузоподъемности;

· суммарный простой автомобилей;

· потребность в автомобилях;

· тонно-часы, затрачиваемые на выполнение заданного объема перевозок;

· общее время на выполнение перевозок;

· своевременность доставки;

· стоимость груза в пути;

· скорость доставки груза;

· величина потерь груза в пути;

· сохранность груза.

К числу локальных показателей эффективности транспортного носятся и такие, как:

· энергоемкость;

· материалоемкость;

· материалоемкость перевозок.

Энергоемкость перевозок снижается при использовании автомобилей большой грузоподъемности:

(1ст.93)

где - годовой расход топлива, л;

- плотность топлива, кг/л;

- теплотворная способность топлива, кДж/кг;

- годовая величина транспортной работы, ткм.

Материалоемкость перевозок оценивается количеством материалов расходуемых при выполнении перевозок:

(2ст.93)

где - масса материалов данного вида конструкции автомобиля, кг;

- масса материалов данного наименования, расходуемого в процессе эксплуатации, кг;

- коэффициент дорожных условий;

- амортизационный срок службы автомобиля, годы;

- отношение массы деталей к массе заготовок (коэффициент использования материалов).

Металлоемкость перевозок оценивается аналогичным образом:

где Gca масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг;

G3 — масса заправки, кг;

Gm масса неметаллических частей, кг; '

GW1 — масса агрегатов, запасных частей и металла, расходуемых срок службы автомобиля, кг.

Комплексные показатели эффективности применяют также, если для обоснования проводимых мероприятий по повышению эффективности перевозок требуется их обобщенная оценка.

При обосновании рациональных маршрутов наряду с коэффициентом использования пробега можно рассчитать изменение себестоимости перевозок или удельных приведенных затрат.

Обычно используют несколько показателей эффективности, ком] бинируя в зависимости от поставленных задач те или иные частные (или) комплексные показатели. Может проводиться поиск предпочтительного варианта путем последовательного рассмотрения не скольких критериев, либо выбор производится по одному критерии а остальные выступают в качестве ограничений. Достаточно распространенной в последнее время комбинацией критериев является, на примеру сумма затрат на доставку при ограничении стоимости товар ной массы в пути.

Использование комплексных или обобщенных показателей эффективности транспортного процесса вызвано стремлением боле полно отразить результаты работы транспорта в сопоставимом для различных условий перевозок. К их числу относятся такие, как:

• производительность (часовая, сменная или годовая);

• себестоимость перевозок;

• прибыль (общая и часовая);

• доход;

• рентабельность;

• приведенные затраты;

• трудоемкость перевозок;

• производительность живого труда.

Для потребителя транспортных услуг желательно снижение тран| портных затрат на единицу производимой продукции, тогда как автотранспортных предприятий в таких условиях естественным является стремление увеличить объёмы транспортной работы и улучшить свои финансовые результаты.

Приведенные затраты на перевозки позволяют отнести к величине транспортной работы в сопоставимом виде готовые эксплутационные затраты и капитальные вложения:

где Сэ — годовые эксплуатационные затраты (себестоимость), /ткм;

Е — отраслевой коэффициент эффективности;

К — используемые капитальные вложения, руб.;

СЛ ликвидная стоимость основных фондов, руб.

Трудоемкость перевозок представляет собой количество труда всех категорий работников (водители, рабочие погрузочно-разгрузочных истов, ремонтные рабочие, административно-управленческий и об­вивающий персонал) на единицу выполненной транспортной ра­за определенный период, как правило, за год. Измеряется трудоемкость перевозок в человеко-часах на 100 тонно-километров (ткм).

Производительность живого труда представляет собой величину, обратную трудоемкости перевозок. На автомобильном транспорте производительность живого труда примерно в 6—7 раз ниже, чем на железнодорожном транспорте, и в 10 раз ниже, чем на водном. Это связано со значительно меньшей грузоподъемностью автотранспортных средств и меньшим средним расстоянием перевозки автомобильным транспортом по сравнению с другими видами транспорта.

Прибыль является балансовым показателем абсолютных результатов финансовой деятельности предприятия, но не показателем уровня эффективности использования его производственных фондов и других хозяйственных потенциалов. Для этого служит удельный по­казательтель эффективности работы — рентабельность.

Рентабельность — это обобщающий показатель экономической результативности работы. По уровню рентабельности судят, функционирует ли предприятие прибыльно и насколько.

Рентабельность грузовых перевозок отражает эффективность организации перевозок грузов по отношению к затратам на них (С). Носителем абсолютной величины эффекта перевозочного процесса является балансовая прибыль, вырученная от перевозок грузов.

Формула для расчета рентабельности перевозок имеет вид:

Rnep с экономической точки зрения означает, какую прибыль п(лучило предприятие или другое подразделение за определенный про­межуток времени на каждый рубль, затраченный для осуществления этих перевозок.

(ст.96)

где Dmp — доход предприятия от перевозок, руб. Доход предприятия от перевозок:

(ст.96)

где di — тариф на перевозку того или иного груза, руб/т;

Qi, — объем перевозок i-го груза, т.

Для оперативного анализа ситуации на грузовом предприятии удобнее пользоваться показателем уровня рентабельности:

(ст.96)

позволяет выяснить, какую долю составляет прибыль перевозок в затратах на них, и быстрее сориентироваться в слгоп шейся ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: