ІНДИВІДУАЛЬНЕ ЗАВДАННЯ
з курсу «Цивільна оборона»
«Визначення стійкості цеху до вражаючих факторів ядерного вибуху»
варіант № 14
Виконав ст. гр. Т-416 М. Ю. Ременюк
Прийняв А. Е. Денщиков
ОБЩАЯ ОБСТАНОВКА
По категорированному по ГО населенному пункту возможно применение ядерного оружия. Необходимо провести оценку устойчивости промышленного объекта к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва и наметить ИТМ ГО для повышения устойчивости его работы в период ЧС военного характера. Объект расположен около города.
ОБОРОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАВОДА
Мощность предприятия - 1000 станков-автоматов в год, для оборудования машиностроительных заводов, на сумму 600 млн. гр. Производственная программа предусматривает, в военное время - выполнение специальных заказов. Для этого, по особому плану, используется 75% мощностей завода.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА
Технологический процесс предусматривает:
> механическую холодную обработку чугунных и стальных деталей;
> термическую обработку стальных деталей;
> сборку и наладку станков;
> производство предметов широкого потребления;
> эксплуатацию, хранение и ремонт автомобильной техники.
РАЗМЕЩЕНИЕ И ПЛАНИРОВКА
Предприятие отнесено к 1-й категории по ИТМ ГО и расположено вблизи города. Оно работает в 2-е смены. Численность наибольшей смены 3000 человек. Промышленная застройка занимает площадь 17 гектаров, административно-хозяйственная территория 6 гектаров, плотность застройки более 30%. Наличие защитных сооружений - на 2000 человек. На заводе 10 цехов (из них 5 основных).
КОД ВАРИАНТА И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Вариант № 15 – 14,25,35,42,54,69,79
Исходные данные | |
Наименование цеха: | транспортный |
Направление (азимут) на объект относительно центра города, А (град.) | |
Скорость среднего ветра Vcв (км/час) | |
Расстояние от центра города до цеха Rr (км.) | 7,3 |
Вероятное максимальное отклонение ядерного боеприпаса от точки прицеливания (центра города) rотк (км.) | 1,1 |
Ожидаемая мощность боеприпаса q (кт.) | |
Уровень радиации на 1 час после взрыва на объекте Р1 (Р/ч) | |
Наибольшая работающая смена (чел.) | |
Вместимость убежища (цеха) (чел.) | |
Убежище: табл. 7.4 (В=8;О=1) | О |
- Б - бетон | Б-60 |
- Г - грунт | Г-80 |
Цех транспортный – эксплуатация автомобильной техники с целью обеспечения производственного процесса предприятия, а также хранение и ремонт автомобильной техники.
> Здание - одноэтажное с металлическим каркасом, с крышей и стеновым заполнением из волнистой стали; кровля – волнистая сталь; пол - бетонный; двери и окна - деревянные, окрашены в темный цвет.
> Технологическое оборудование:
- станки легкие;
- электродвигатели мощностью до 2 кВт, открытые;
- наземные резервуары для ГСМ;
- грузовые автомобили и автоцистерны;
- автобусы и специальные автомашины с кузовами автобусного типа;
- гусеничные тракторы;
- краны и крановое оборудование.
> Электроснабжение - кабельные наземные линии.
> Трубопроводы - наземные.
Определяем вероятное минимальное расстояние от центра взрыва:
По приложениям 1, 4, 9, 12 [1] в зависимости от Rx, q и вида взрыва находятся значения соответствующих параметров ядерного взрыва
1. Определить максимальные значения параметров поражающих факторов ядерного взрыва, ожидаемых на объекте (используется метод интерполяции значений):
> максимальное значение избыточного давления во фронте ударной волны ( Δ Рфтах) [взрыв наземный];
Δ Рфтах =17,08 кПа
> максимальное значение светового импульса (Исвтах) - [взрыв воздушный];
Исвтах =740 кДж/м2
> максимальное значение уровня радиации (Р i mах) - [взрыв наземный];
Рi maх =6992 Р/ч
> максимальное значение дозы проникающей радиации (Дпр.тах).
Дпр.тах =0 Р.
2. Оценить устойчивость работы объекта к воздействию ударной волны ядерного взрыва [взрыв наземный]:
Минимальное расстояние до возможного центра взрыва:
Максимальное избыточное давление во фронте ударной волны:
Выделим основные элементы цеха и определим их характеристики, эти характеристики заносим в таблицу 1 – «Результаты оценки устойчивости цеха к воздействию ударной волны». По приложению 2 находим для каждого элемента цеха избыточное давление, вызывающее слабые, средние, сильные и полные разрушения. Эти данные схематично отображаем в таблице.
Для каждого элемента находим предел устойчивости (величину избыточного давления вызывающего средние разрушения).
Предел устойчивости цеха в целом определяем по минимальному пределу устойчивости входящих в его состав элементов.
Таблица 1 – Результаты оценки устойчивости транспортного цеха к воздействию ударной волны
наименование цеха | элементы цеха и их краткая характеристика 0 | степень разрушения при Рф, кПа | предел устойчивости кПа | |||||||||||||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 130 | ||||||||
ТРАНСПОРТНЫЙ | Здание | Полное разрушение | ||||||||||||||||||
Одноэтажное с металлическим каркасом, с крышей и стен.наполнением из волнистой стали | ||||||||||||||||||||
Технологическое оборудование | ||||||||||||||||||||
станки легкие; | ||||||||||||||||||||
электродвигатели мощностью до 2 кВт, открытые; | ||||||||||||||||||||
наземные резервуары для ГСМ; | Полное разрушение | |||||||||||||||||||
грузовые автомобили и автоцистерны; | ||||||||||||||||||||
автобусы и специальные автомашины с кузовами автобусного типа; | ||||||||||||||||||||
гусеничные тракторы; | ||||||||||||||||||||
краны и крановое оборудование | Полное разрушение | |||||||||||||||||||
КЭС | ||||||||||||||||||||
кабельные наземные линии | Полное разрушение | |||||||||||||||||||
Трубопроводы наземные | слабое разрушение | Среднее разрушение | сильное разрушение | |||||||||||||||||
-слабое; - среднее; - сильное; - полное.
Примечание: предел устойчивости транспортного цеха 7кПа.
Для полного представления возможной обстановки на объекте и в районе его расположения целесообразно нанести на план местности границы зон разрушений в очаге ядерного поражения при заданной мощности боеприпаса (Рис.1).
Рисунок 1 – Положение зон разрушения в очаге ядерного поражения с центром на расстоянии от объекта при наземном взрыве мощностью :
1 – город; 2- объект.
-радиус внешней зоны слабых разрушений; - средних; - сильных; - полных разрушений.
Выводы:
Транспортный цех может оказаться в зоне слабых разрушений очага ядерного поражения с вероятным максимальным избыточным давлением ударной волны , а предел устойчивости транспортного цеха к ударной волне 7 кПа, что меньше , и, следовательно, цех не устойчив к ударной волне; наиболее слабые элементы – само здание, станки легкие.
Так как ожидаемое на объекте максимальное избыточное давление ударной волны 7 кПа, а пределы устойчивости большинства элементов цеха равно 20 - 30кПа, то целесообразно повысить устойчивость цеха до 30 кПа.
Для повышения устойчивости транспортного цеха к ударной волне необходимо: повысить устойчивость здания цеха устройством контрфорсов, подкосов, дополнительных рамных конструкций; станки легкие закрыть защитными кожухами.
3. Оценить устойчивость работы объекта к воздействию светового излучения ядерного взрыва [взрыв воздушный]:
1. По приложениям 1, 4, [1] в зависимости от Rx, q и вида взрыва находятся значения соответствующих параметров ядерного взрыва.
Минимальное расстояние до возможного центра взрыва:
Максимальное избыточное давление во фронте ударной волны:
Максимальное значение светового импульса
Исвтах = 740 кДж/м2
2. Определяем степень огнестойкости здания цеха. Для этого изучаем его характеристику (из условий), выбираем данные о том, из каких материалов выполнены основные конструкции здания и определяем предел их огнестойкости. По приложению 6 находим, что по указанным в исходных данных параметрам здание цеха относится к II степени огнестойкости. Результаты оценки, а также характеристики здания цеха и его элементов заносим в итоговую оценочную таблицу 2.
3. Определяем категорию пожарной опасности цеха. В транспортном цехе производится эксплуатация автомобильной техники с целью обеспечения производственного процесса предприятия, а также хранение и ремонт автомобильной техники, поэтому в соответствии с классификацией производства по пожарной опасности, приведенной в приложении 7, транспортный цех завода относится к категории Г.
4. Выявляем в конструкциях здания цеха элементы, выполненные из сгораемых материалов, и изучаем их характеристики. Такими элементами в цехе являются: двери и окна, выполненные из дерева и окрашенные в темный цвет.
5. Находим световые импульсы, вызывающие возгорание указанных выше элементов по приложению 5, в зависимости от мощности боеприпаса, элементов и их характеристики.
Двери и окна (деревянные, окрашенные в темный цвет) при взрыве боеприпаса мощностью q = 500 кт воспламеняются от светового импульса 250 кДж/м2.
6. Определяем предел устойчивости цеха к световому излучению по минимальному световому импульсу, вызывающему загорание в здании, и делаем заключение об устойчивости объекта:
Пределом устойчивости транспортного цеха к световому излучению является Исв lim = 250 кДж/м2. Так как Исв lim < Исв мах, то транспортный цех не устойчив к световому излучению.
7. Определяем степень разрушения здания цеха от ударной волны при ожидаемом максимальном избыточном давлении по приложению 2. При ожидаемом на объекте максимальном избыточном давлении ударной волны в 19,35 кПа здание транспортного цеха получит полные разрушения.
8. Определяем зону пожаров, в которой окажется цех. Исходя из того, что здание цеха может получить полные разрушения, ожидаемый максимальный световой импульс на объекте 740 кДж/м2, а плотность застройки на объекте 30 %, заключаем, что транспортный цех завода может оказаться в зоне сплошных пожаров.
Для наглядного отображения обстановки в районе объекта на план местности наносим границы зон пожаров при максимальном световом импульсе и избыточном давлении, ожидаемых на объекте (рис.2). При этом радиусы внешних границ зон отдельных и сплошных пожаров находим по приложению 4 для световых импульсов 150 кДж/м2 и 500 кДж/м2 соответственно. Граница зоны пожаров в завалах примерно совпадает с границей зоны полных разрушений, и поэтому радиус зоны пожаров в завалах определяем по приложению 1 для избыточного давления DРфmax = 50 кПа для воздушного взрыва.
Таблица 2 – Результаты оценки устойчивости транспортного цеха машиностроительного завода к воздействию излучения ядерного взрыва.
объект, элемент объекта | степень огнестойкости здания | категория по пожарной опасности | возгораемые элементы в зданиях и их характеристика | световой импульс, вызывающий воспламенение сгораемых объектов | предел устойчивости зданий к световому излучению | разрушения зданий при Δ Рфмах | зона пожаров, в который может оказаться объект |
кДж/м2 | кДж/м2 | ||||||
Цех транспортный Здание – Одноэтажное с металлическим каркасом, с крышей и стен.наполнением из волнистой стали | II | Г | двери и окна деревянные, окрашенные в темный цвет | полные | зона сплошных пожаров |
Рисунок 2 – Положение зон пожаров в очаге ядерного поражения с центром на расстоянии от объекта при воздушном взрыве мощностью :
I – зона отдельных пожаров; II – зона сплошных пожаров; III – зона пожаров в завалах; 1 – город; 2 – объект; -радиус зоны отдельных пожаров; - сплошных; - пожаров в завалах.
Выводы:
На объекте при ядерном взрыве заданной мощности ожидается максимальный световой импульс Исвтах = 740 кДж/м2 и избыточное давление ударной волны , что вызовет сложную пожарную обстановку. Транспортный цех окажется в зоне сплошных пожаров.
Цех не устойчив к световому импульсу. Предел устойчивости цеха - 250 кДж/м2.
Пожарную опасность для цеха представляют двери и оконные рамы, выполненные из дерева и окрашенные в темный цвет.
Целесообразно повысить предел устойчивости транспортного цеха до 740 кДж/м2 проведением следующих мероприятий: заменить деревянные оконные рамы и переплеты на металлические; оббить двери кровельной сталью по асбестовой прокладке; провести в цехе профилактические противопожарные меры (увеличить количество средств пожаротушения, своевременно убирать производственный мусор в зданиях цеха и на его территории).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Демиденко, Справочник, «Защита объектов народного хозяйства от оружия массового поражения», К., изд. «Выща школа», 1989 г. (Главы - 7, 8, 9, 11,16)
2. Демиденко, «Повышение устойчивости работы объектов народного хозяйства в военное время», К., изд. «Выща школа», 1984 г. (Главы - 3, 4, 5, 7,12)