Цель:
1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие мышления и речи (активизация и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
4. Развитие общей и мелкой моторики.
5. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: мягкая игрушка; предметные картинки: клест, пчела, одуванчик; карточки к упражнению «Расскажи о предмете» (по количеству детей); тарелочки, листы бумаги, простые и цветные карандаши (по количеству детей); аудиозапись мажорной музыки.
²В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.
² Психолог рисует на доске фигуру: | |||
— Ребята, внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь запомнить его. Потом возьмите из тарелочки бумагу и карандаши и нарисуйте то, что запомнили. | |||
Дети рассматривают фигуру 10 секунд, затем психолог стирает изображение, дети рисуют по памяти. После занятия психолог вносит в диагностический журнал данные об уровне развития кратковременной зрительной памяти. ² Психолог прикрепляет к магнитной доске изображением вниз картинки: клест, пчела, одуванчик. | |||
— Ребята, сейчас я расскажу о предмете, который нарисован на первой картинке. Вы внимательно послушайте и догадайтесь, о ком идет речь: «Эту зимующую птичку можно увидеть только в лесу. Она веселая, подвижная, ловкая. Питается птица семенами хвойных деревьев, поэтому у нее загнутый крестообразный клюв. Таким клювом легко добывать семена из-под чешуек шишки. Своих птенцов она выводит в лютые холода». Догадались, о какой птице я вам рассказала? | — Это клест. | ||
Психолог переворачивает изображение клеста. | |||
—Слушайте следующий рассказ: «Люди называют этих насекомых труженицами, хлопотуньями. Раскрашено насекомое в желто-черный цвет, крылышки у него полупрозрачные. Это очень полезное насекомое, оно опыляет цветы, дарит людям мед и воск». —Верно. | —Это пчела. | ||
Психолог переворачивает изображение пчелы. | |||
— Слушайте дальше: «Этот цветок расцветает в мае. Во время цветения он напоминает ярко-желтое солнышко. А когда отцветает, то превращается в белый пушистый шарик. Дунешь на него, и разлетятся вокруг легкие семена-парашютики». | —Это одуванчик. | ||
Психолог переворачивает изображение одуванчика. ² Психолог раздает карточки к упражнению «Расскажи о предмете». | |||
— Рассмотрите предметы, нарисованные на картинках. | |||
Дети рассматривают изображения предметов. | |||
— Найдите насекомое, назовите его. — А есть ли здесь предмет, который относится к посуде? — Какое дикое животное нарисовано на картинке? — А домашнее животное сможете найти? — Один из предметов относится к наземному транспорту. Что это? — Про какой предмет мы скажем, что это водный транспорт? — Какой еще бывает транспорт? — Правильно. А теперь найдите сказочного героя. Как его зовут? ²— Ребята, вспомните, как я рассказывала вам о предметах и попробуйте сами придумать интересный рассказ о каком-нибудь из нарисованных на вашей карточке предметов. Не называйте предмет, а старайтесь подробно его описать. | — Кузнечик. — Да, это кастрюля. — Лось. —. Это ослик. — Автобус. — Про корабль. — Воздушный, подземный. — Буратино. | ||
Каждый ребенок по очереди составляет рассказ о своем предмете, остальные дети пытаются угадать предметы по описанию. При затруднениях психолог задает наводящие вопросы. | |||
²— Молодцы, ребята! Возьмите из тарелочки цветные карандаши и раскрасьте тот предмет, который вам больше всего нравится. — Расскажите, какие предметы вы раскрасили и почему. | |||
Дети объясняют, чем им нравится тот или иной предмет. Психолог внимательно слушает объяснения детей, при необходимости вносит заметки в диагностический журнал. | |||
²— Сосчитайте, сколько раскрашенных предметов на вашей карточке. — Сколько предметов не раскрашено? — Сколько всего предметов нарисовано на карточке? — Решите задачу: «На тарелке лежало два яблока. Мама одно яблоко разрезала пополам и положила снова на тарелку». Сколько яблок теперь лежит на тарелке? Не спешите. Думайте. — Молодцы! ²— Ребята, вы помните, какой сказочный герой был нарисован на ваших карточках? — Назовите сказочных героев, которых вы знаете. — Подойдите ко мне. Сейчас мы будем изображать сказочных героев. | —Один предмет. —Семь предметов. —Восемь предметов. —Два яблока. Одно яблоко состоит из двух половинок. —Буратино. —Мальвина, Карабас-Барабас, Царевна-лягушка, Баба-Яга, Дюймовочка... | ||
Игра «Сказочные герои». Дети выбирают сказочных героев, которых они будут изображать. Психолог дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем каждый участник игры по очереди изображает сказочного героя при помощи пантомимики. Остальные дети его угадывают. | |||
²— Занятие подходит к концу. Расскажите игрушке, чем мы сегодня занимались. | |||
Дети припоминают ход занятия, делятся впечатлениями. | |||
— Давайте посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем ласковые слова. | |||
Звучит музыка. Дети и психолог свободно передвигаются по кабинету, подходят друг к другу, смотрят в глаза, дотрагиваются друг до друга и говорят комплименты. | |||
— До свидания. Я буду ждать встречи с вами! |
|
|
|
|