Одной из первых и периодически повторявшихся попыток решения проблемы «две природы в одной Личности» было адопцианство. Простейшим образом эту идею можно сформулировать так, что в первые годы Своей жизни Иисус из Назарета был просто человеком. Но в какой-то момент — вероятно, в момент крещения Иисуса (или, возможно. Его воскресения) — Бог «принял» Его как Сына, «усыновил». Независимо от того, было ли это усыновление актом просто благодати со стороны Бога или Иисус заслужил его Своими личными качествами, речь идет о том, что человек стал Богом, а не о том, что Бог стал человеком1075.
Обосновывая свою точку зрения, адопциане, в основном, подчеркивают библейскую мысль о том, что Иисус был рожден Богом. О Нем даже говорится как о «единородном» (^ovoyevfi^, Ин. 3:16). Когда имело место это «рождение»? Адопциане обращают внимание на тот факт, что автор Послания к евреям дважды цитирует Пс. 2:7 («Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя») и относит этот текст к Сыну Божьему, Иисусу Христу (Евр. 1:5; 5:5). Они отмечают значительное сходство между этими словами и словами Отца при крещении Иисуса: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:11). Поэтому предполагается, что нисхождение Духа на Сына в этот момент представляет собой приход божественного начала, принимаемого человеком Иисусом.
|
|
Эта позиция придает человеку Иисусу независимый статус. Если бы не произошло Его усыновления Богом, он просто жил бы дальше как Иисус из Назарета. Это, скорее, вхождение Бога в уже живущего человека, чем подлинное воплощение. Иногда это событие в жизни Иисуса считается совершенно уникальным, относящимся только к Его жизни; иногда же оно сравнивается с Божьим усыновлением других людей, с принятием их в чада Божьи.
Адопцианство снова и снова появлялось на сцене на протяжении всей истории христианства1076. Однако всякий, кто серьезно принимает учение Писания во всей его полноте, хорошо знает о серьезных препятствиях, не позволяющих принять подобную точку зрения; к ним относятся предсу-ществование Христа, свидетельства Евангелий о событиях до Его рождения и непорочное зачатие.