Содержательно-структурные особенности информационной речи

Вступление информационной речи следует строить так, чтобы оно с первых слов

1) вызывало внимание,

2) активизировало интерес,

3) поясняло намерения оратора.

Для этого можно использовать различные приёмы создания интриги:

ü подобрать интересное, неожиданное или даже парадоксальное название сообщения и объяснить его связь с темой речи (Вот примеры таких названий, почерпнутые из публицистики: У крыс учимся (об игре «Слабое звено»), Путь в сердцу женщины… (о новых бытовых приборах, облегчающих домашний труд женщины), Иллюзии курильщика (речь о вреде курения));

ü задать проблемный вопрос и подвигнуть аудиторию к размышлению (Как жить не старея?; Легко ли быть молодым?; Где грань между поэзией и прозой?);

ü найти нечто интересное в теме, так называемую “изюминку”, и, прибегнув к аналогии, образу, отразить найденную «изюминку» (так, например, Марина Цветаева в “Записках о Валерии Брюсове”, говоря о взаимоотношении Валерия Брюсова с живой рекой поэзии, сравнивает его со сдерживающим русло этой реки берегом, гранитным берегом, не предотвратившим “ни окраинного Маяковского, н ржаного Есенина, ни ˂˃ небывалого, как первый день Творения, Пастернака”. К.Г. Паустовский в очерке о Фридрихе Шиллере использует образную аналогию, которая становится ключевой в раскрытии характера известного немецкого, поэта, философа, теоретика искусства; вот как начинает свой очерк о Шиллере К. Паустовский: «В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрывается среди жестокой зимы белыми душистыми цветами, потому что к нему прикоснулась добрая человеческая рука. Эта сказка может быть написана о Фридрихе Шиллере. “Он обладал даром, – сказал о Шиллере Гёте, – облагораживать всё, к чему прикасался”» Заметим, что на протяжении всего дальнейшего текста, приведённая аналогия обнаруживает себя в ряде ассоциативных связей, а именно: в подаче фактов биографии немецкого поэта легко увидеть отражение образа жестокой зимы и расцветающего куста: «Никто из биографов Шиллера даже не пытался объяснить, каким чудом из среды скучного немецкого мещанства, из образцовой казармы наглого герцога Виртембергского вышел этот блистательный, смелый и пленительно простой поэт» или ещё «Даже мимолётное появление Шиллера преображало людей и весь уклад их размеренной жизни. Он всюду носил с собой беспокойство ума. Он всюду видел поэзию…», ассоциации поддерживаются и посредством использования лексем одного тематического ряда с обозначением цветущего куста роз: «Гёте говорил, что после встречи с Шиллером “всё в нём радостно распускалось и расцветало”».

ü обратиться к историческому факту или житейской или выдуманной истории, связанной с темой речи и др. Приведём замечательную иллюстрацию применения такого приёма: «Профессор пытается привлечь внимание аудитории, но ему это никак не удаётся. Тогда он тихо говорит: “Я влюбился… – В аудитории установилась тишина. – … в молодую, очаровательную девушку… – В аудитории иронические смешки. – но мне перешёл дорогу молодой человек… – В аудитории самодовольные возгласы. – В результате я остался с носом, а он – без.” Итак, тема лекции: “Сифилис и его последствия”».

Основная часть речи должна иметь хорошо продуманную расчленённую структуру. Ощущение движения, поступательного развития изложения возможно только при условии, если план речи изначально ясен слушателям. Желательно, чтобы пунктов плана не было слишком много (от 3 до 5).

Необходимо заранее подумать о том, каким образом будет подогреваться интерес у публики к теме в основной части. Для этого можно использовать яркие примеры, средства визуализации (изображения, схемы, таблицы). Хорошо, если в переходах от одного вопроса к другому будут использованы вопросно-ответные ходы, уместные афоризмы и даже шутки.

Заключение информационной речи должно быть преимущественно суммирующим, то есть повторяющим важнейшие положения, изложенные в основной части. Оживляющим вашу речь в заключении может быть сравнение, призыв, альтернативный вопрос.

3 Важнейшими жанрами информационной речи являются хроникальное и научное сообщения, отчетный и исследовательский доклады, академическая и научно-популярная лекции, политическое обозрение и научный обзор.

Хроникальное сообщение содержит информацию о развитии (изменении) чего-либо за определенный период, о процессе производства, истории чего-либо, биографические сведения. Разбивка на разделы осуществляется по временному признаку и должна быть логичной, определенной, ясной.

Научное сообщение может базироваться компоновки материала на анализе и синтезе того или иного явления, обобщении, группировке материала, сопоставлении изучаемого материала.

Научное сообщение отличается от научного доклада предварительной или итоговой информационностью. Оно ограничено во времени изложения. В нем аргументация и строгие доказательства, а также обстоятельность изложения не обязательны. Однако научное сообщение всегда предметно и предельно конкретно по своей сути.

Доклад − сложный жанр устной монологической речи, приближенный к письменному тексту, развернутое публичное сообщение на определенную тему (научную, социально-политическую и др.). Цель – сформировать мнение слушателей по затронутым вопросам, определить характер дальнейших практических действий.

Доклад отчетный – речь, в которой официальное лицо отчитывается перед уполномоченным собранием о проделанной работе, анализирует и оценивает ее результаты. Такое выступление носит официальный характер, в нем одновременно говорится о предстоящей деятельности и формулируются новые задачи.

Научный доклад, или доклад, озвучиваемый на научной конференции (на симпозиуме, семинаре, международном конгрессе), сходен по структуре с лекцией. Но, в отличие от нее, доклад, особенно в области естественных наук, бывает обобщением проведенных экспериментов по конкретным социальным и иным исследованиям, поискам и т. д. Он бывает посвящен отдельному вопросу и, за редким исключением, должен являться научным открытием или отражать принципиально новый подход к известным явлениям. Такая речь, как и лекция, также отличается строгой аргументированностью и доказательностью.

Лекция – научно обоснованное устное изложение учебного материала, системное, доказательное и широко аргументированное, с четко определенной целью; форма популяризации знаний. Кроме информативной цели – утвердить уже известную истину или открыть новую, осветить проблему, предъявить гипотезу и пр. – задачей лекции является пробуждение у слушателей интереса к предмету разговора. Любая лекция преследует три главные цели: обучение, просвещение, воспитание.

Академическая лекция, в отличие от научно-популярной – выступления перед массовой аудиторией, более информативна, она сообщает определенную сумму знаний с учетом последних достижений науки и практики, показывает слушателям образец живого научного мышления, логики построения научного рассуждения, развития темы. Если академическая лекция – это строго научное изложение, доминантой здесь является изложение темы, то научно-популярная характеризуется информационно-воспитательной направленностью, здесь доминирует влияние на аудиторию. Научно-популярная лекция должна завершаться четкими выводами не только научного, но и социального характера. Эти выводы могут выходить далеко за пределы потребностей самой науки, если они тесно связаны с потребностями всего общества и отдельного человека.

Один из талантливейших вузовских профессоров Л. П. Гроссман (1888-1965) говорил о «поэтике красноречия», рассматривая лекцию как «явление художественного порядка», которое «строится на конкретном и ярком представлении о предмете чтения, излагается живым литературным языком и подчиняется строгой и стройной композиции». И затем, отмечая образцы русского университетского красноречия, Гроссман писал «о художественной природе университетского преподавания», идею которого выдвинул Н.В. Гоголь, в 1834 г. начавший курс своих лекций в Петербургском университете. Тематическая прозрачность, яркость изложения, пластическая ясность, внутренняя стройность и эмоциональность, способная возбуждать воображение слушателей, – вот в каких элементах видел профессор Гроссман художественность вузовской лекции.

Эстетичность и художественность лекции, как справедливо он утверждал, обеспечивается и такими элементами, как артистичность – внешнее изящество речи, свободная импровизация, умение лектора увлекать слушателей, возбуждать их воображение. Лекция должна быть такой завершенной и цельной, такой привлекательной и одухотворенной, чтобы «представлялась стройной поэмой», – утверждал Гроссман.

Научное обозрение и политическое обозрение принципиально по своей форме не отличаются друг от друга, разнится предмет речи и стиль изложения. В обозрении ярко проявляется позиция автора. Обозревать – значит наблюдать и обдумывать замеченное, анализировать, группировать, классифицировать. Обозреватель должен: 1) возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах, происходящих в политической либо научной жизни; 2) отстаивать передовые точки зрения и способствовать выработке у слушателей «личной стратегии»; 3) обнаруживать в явлениях (научных теориях, открытиях, гипотезах, точках зрения) их сущность, показывать противоречия; 4) через выяснение сущностных связей, определение линии развития явлений, прогноз осмысливать ход общественно-политического (научного) развития; 5) способствовать практическому решению проблем (политических, научных). Обозревая явление во внешних и сущностных его характеристиках, оратор приводит аудиторию к необходимой идее.

В политическом обозрении, в отличие от научного, может иметь место иносказание и сарказм в адрес оппонентов, патетика при характеристике различных явлений действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: