Приёмы популяризации научной информации

Существуют три главных приёма популяризации научной информации:

лексико-семантический перевод,

конкретизация,

занимательность.

Эти три приёма активно взаимодействуют.

1) Популярное изложение предполагает сознательный и целенаправленный отбор языковых средств, для того чтобы обеспечить ясность и доступность содержания лекции. Слушатель прежде всего должен понимать слова, из которых соткан звучащий текст лекции. В научно-популярной лекции научные термины могут и должны использоваться, но обязанностью лектора является объяснение специальной лексики. Объяснение при этом может осуществляться различными способами: логическим истолкованием понятия, переводом иноязычного слова на русский язык, использованием синонимов, справкой о происхождений слова (этимологической справкой), включением термина в понятный контекст и т. д.

Популярное изложение отличается от строго научного и в отборе конструкций. Поиск простой, доступной формулировки – это одновременно поиск разъясняющей формулировки. Поэтому в популярном изложении необходимо повторять одну и ту же мысль, варьируя ее словесное выражение до тех пор, пока она не запечатлеется в сознании самых разных слушателей.

2) Одним из приемов популяризации научной информации является сведение абстрактного к конкретному, или конкретизация изложения. Осуществляется это различными путями, в частности с помощью словесной наглядности (т. е. использованием образных средств языка – сравнений, метафор, эпитетов, помогающих через слово «увидеть» абстрактную идею), иллюстраций разного рода, экспериментов, фактов из жизни и практики слушателей и т. п. При этом должно соблюдаться правило: идти от простого, близкого, известного к сложному, далекому, новому.

Большую роль в конкретизации играет «ключевой образ» изложения, т.е. такое сопоставление, которое позволяет в образной, чувственно-наглядной форме представить главную мысль, самую сущность вопроса, причем не просто проиллюстрировать ее, а передать предметно – в виде неожиданного яркого или хорошо знакомого всем образа, взятого порой из совершенно другой области человеческой деятельности.

Примеры – один из самых эффективных приемов разъяснения сложной научной информации. При их помощи удается приблизить предмет к слушателю. Существенные качества примера – доходчивость и уместность. В информационных речах главные достоинства примеров – ясность и возбуждаемый ими интерес. Примеры могут быть фактическими или предположительными, иметь вид кратких или подробных иллюстраций. При всех прочих равных условиях фактический пример производит большее впечатление, чем предположительный, и, кроме того, может являться достойным элементом обоснования в доказательстве. Тем не менее примеры-предположения имеют свои преимущества: к ним можно обратиться, когда не располагаешь фактами; их можно построить так, чтобы они точно подходили к вашему утверждению; они могут оказаться более типичными и поэтому более отвечающими действительности, чем какой-нибудь единственный реальный случай (предположительный пример: Вообразите, что вы выступаете с информационной речью перед разнородной по возрасту и интересам аудиторией. Какие приемы активизации внимания будут уместны в этом случае?).

Популярное изложение базируется также на сочетании рационального и эмоционального элементов. Следует стремиться к тому, чтобы пробудить чувства людей, их эмоции, без которых нет полнокровного познания. Эмоциональность научно-популярного изложения обусловливается разными причинами. Аудитория может эмоционально откликнуться на саму манеру чтения лекции, если оратору присуща страстность, изложение открыто полемично, а язык оратора выразителен и индивидуален. Пробуждает эмоции слушателей, а вместе с ними интерес к теме, заинтересованность проблемой, так называемый эффект соучастия. Этот эффект возникает в том случае, если лектору удается связать глобальные научные проблемы с жизненными материальными и духовными потребностями своих слушателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: