Этапы формирования понятий

Этапы формирования понятия отражают логику урока изучения нового материала.

1. Анализ языкового материала. Выделение существенных признаков понятия через коллективное наблюдение за «наглядным» языковым материалом.

2. Обобщение выявленных признаков. Устанавливаются внутри понятийные связи, т.е связи между признаками понятия. Появляется новый термин.

3. Осознание формулировки определения понятия. Работа по учебнику по схеме: синтез –анализ-синтез.

4. Конкретизация изучаемого понятия на новом языковом материале. Устанавливаются межпоняийные связи, т.е связи между понятиями. Тренировочные упражнения на отработку признаков этого понятия.

Данный этап продолжается еще на нескольких уроках закрепления.

Урок введения нового понятия.

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Слово и формы этого слова. Родственные слова.

1. Анализ языкового материала.

У.: Посмотрите внимательно на запись на доске, сравните слова стол и стул. Что заметили?

Д.: В этих словах есть некоторые буквы, которые одинаковые. Но все-таки это разные слова.

У.: Почему вы уверены, что стул и стол – это разные слова?

Д.: Они имеют разное ЛЗ. Они имеют разную основу.

У.: Открывает третье слово: столик. А слова Стол и СТОЛИК – это два разных слова?

Д.: Затрудняются ответить.

У.: У них есть общий смысл?

Д.: Они называют один и тот же предмет мебели. Пишут ЛЗ.

У.: А чем же они отличаются друг от друга?

Д.: Столик – это маленький стол. Пишут ЛЗ.

У.: У них одинаковые основы или разные?

Д.: Разные основы.

У.: У этих слов есть общая часть?

Д.: Да «стол»

У.: Ребята общую часть на письме мы будем выделять дугой.

2. Обобщение результатов наблюдения. Работа с формулировкой в учебнике.

У.: Общую часть основ слова, которую мы выделили дугой, называется – корнем слова.

А слова с этой общей частью называются однокоренными словами.

А как еще можно назвать эти слова мы узнаем, прочитав об этом в ваших учебниках.

Д.: Открывают учебник, читают сведения о родственных словах, об общей части, о корне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: