На этом этапе изучаются все словообразовательные понятия, вводится полный разбор слова по составу (с элементами словообразовательного анализа), формируются все орфографические навыки на фонетико-словообразовательной основе.
Корень
1)Дети еще раз обобщают, что корень — это главная часть. В ней заключен общий смысл всех однокоренных слов.
2)Дети знакомятся с непозиционным чередованием согласных в корне. (снег, снежок)
3)Очень важно научить различать детей 2 процесса: словоизменение (формы слова – разные окончания) и словообразование (однокоренные слова – разный смысл).
Окончание
При изучении окончания обращается внимание на формальный признак (изменение части слова) и на то, что окончание выражает грамматическое значение слова и поэтому оно служит для связи слов в предложении.
Способы знакомства с окончанием:
1)Сравнение словосочетаний (городская улица – городские улицы)
2)Анализ словоформ в связном тексте (Книга твой друг и учитель. В книге много интересного. С книгой дружи, книгу береги.)
|
|
Дети усваивают способ выделения окончания в слове; знакомятся с нулевым окончанием.
Приставка
При изучении приставки используются 2 вида упражнений:
1)Сравнение однокоренных глаголов с разными приставками (демонстрация и моделирование)
2)Сравнение разных глаголов с одинаковой приставкой (значение приставки)
Суффикс
Дети наблюдают, что с помощью суффикса можно образовать слово с новым ЛЗ, а можно придать слову какой-то смысловой оттенок. (сторож – сторожка: новое слово; дом – домик: другой оттенок).
Очень важно, чтобы приставка и суффикс выделялись не формально, а доказательно с помощью: подбора однокоренных слов; нахождения исходного слова.