Система изучения имен прилагательных в начальных классах. Морфологический разбор имени прилагательного в начальной школе

Задачи (предметные результаты): 1.Формировать лексико-грамматическое понятие: существенные признаки – обобщенное ЛЗ – признак предмета, всегда связана с И.С. – носитель признака. Непостоянные – число, падеж, род. Существенный признак – синтаксическая роль – явл второстепенным челном предложения (определение); 2.научить определять род, число, падеж И.п.по имени сущ; 3.научить писать родовые и безударные падежные окончания, например, весенняя гроза/весеннюю грозу; 4.научить подбирать И.п., близкие и противоположные по смыслу.

Этапы:

1.Подготовительный – 1 класс: Обогащение речи детей именами прилагательными, т.к. в речи детей присутствуют сущ и прил. Наблюдение над предметами и выявление их признаков. Используются иллюстративный материал в конце учебника: сюжетные и предметные.

2.Начальный – 2 класс: Наблюдение над ЛЗ и вопросами: текст описание и найти в тексте слова, которые помогают сделать это описание точным, выразительным. Вычленение разнообразных признаков (цвет, форма, величина, материал и др.) Осознание роли И.п. в речи (сравнение текста-описания с И.п. и без них). Дети знакомятся с тоем, что И.П. в ед.ч. – обозначают признак одного предмета и отвечают на вопросы какая? Какой? Какое? В мн.ч. – обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие? И.П. употребляется в том же числе, что и имя сущ. с которым оно связано.

3.Центальный этап – 3 класс. Усваивают все существенные признаки И.П. как части речи + синтаксическая роль. Узнают, что И.П. изменяются по числам и родам в зависимости от имени сущ., с которым связан. Фрагмент урока: детям показываются предметы чайник, чашка, блюдце из фарфора.

У: давайте составим СС

Д: чайник (какой?) фарфоровый. Чашка (какая?) фарфоровая. Блюдце (какое?) фарфоровое.

У: что вы заметили?

Д: у прил разное окончание, разные вопросы,

У: от чего это зависит и почему?

Д: потому что они связаны с сущ разного рода.

Вывод: И.П, изменяется по родам. По родам И.П. во мн.ч. не изменяется.

Правописание родовых окончаний. Самым трудным для детей явл окончания после мягкой основы: -яя и –ее. Дети знакомятся с употреблением в речи синонимов и антонимов (при этом учитывается многозначность большинства И.П.). морфологический разбор в 3 классе.

4.Заключительный – 4 класс. Основная цель – сформировать орфографический навык безуд падежных окончаний прил в ед и мн.ч.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Морфологический разбор имени прилагательного в начальной школе включает выделение трёх непостоянных признаков (род, число, падеж).

Порядок морфологического разбора имени прилагательного

1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

3) Род (в ед. числе); падеж; число.

4) Синтаксическая роль в предложении.

Например: Над цветком летает пёстрая бабочка.

1) пёстрая — имя прилагательное, так как обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какая?»

2) Начальная форма — пёстрый.

3) женский род, именительный падеж, единственное число.

4) В предложении является второстепенным членом (определением), поясняет подлежащее: бабочка (какая?) пёстрая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: